АЛМАТЫ, 20 дек — Sputnik. Наши предки, которые жили на территории нынешнего Казахстана, умели радоваться праздникам, даже несмотря на трудности тех лет. Новый год был для них символом надежды и обновления, а в их домах царили особенные обычаи и традиции. Чтобы лучше понять, как праздновали этот праздник наши предки, перенесемся в дореволюционную эпоху – в город Верный и другие поселения на территории Семиречья.
Рождество и Новый год: традиции переселенцев
В XIX веке главным зимним праздником для переселенцев из России и Украины оставалось Рождество. Оно отмечалось с большим размахом, а Новый год считался скорее частью зимних праздников. До реформы календаря Рождество и Новый год практически совпадали, а зимние гуляния длились с конца декабря до начала января.
По воспоминаниям историка Антонины Каземирчик, местное казахское население с любопытством относилось к чужим праздникам и нередко принимало участие в общих торжествах.
Первые новогодние елки
Традиция устраивать новогоднюю елку для детей появилась в середине XIX века. Тогда и появились рождественские базары: здесь можно было купить елки, но чаще люди сами привозили их из леса домой. Украшенные деревья стали появляться в гимназиях и училищах, когда елки уже были практически в каждом доме.
Особенно крупные елки устанавливали в залах собраний, где проходили маскарады, театральные вечера и балы.
Городские собрания: эпицентр праздника
Краевед Алоис Назаров писал, что в декабре Верный, как и нынешний город Алматы, наполнялся атмосферой подготовки к празднику. Важную роль играли городские клубы, называвшиеся собраниями. В городе действовали Общественное, Коммерческое и Военное собрания, каждое из которых собирало свою аудиторию.
Общественное собрание находилось на улице Пушкинской, где сейчас расположен Театр кукол. Оно было доступно для людей всех сословий, при условии их соответствия определенным культурным и нравственным требованиям.
Коммерческое собрание располагалось на углу улиц Капальской (нынешней Кунаева) и Губернаторской (Казыбек би). Оно привлекало купцов и предпринимателей.
Военное собрание, предназначенное для офицеров, находилось в здании, где сейчас размещается Музей казахских национальных музыкальных инструментов.
Программа праздничных мероприятий
В декабре 1913 года Коммерческое собрание предлагало насыщенную программу:
25 декабря – взаимные поздравления с праздником (12:00–14:00).
26 декабря – спектакль "Обездоленный".
27 декабря – костюмированный маскарад с живыми картинами.
28 декабря – спектакль труппы "Нарывы жизни".
29 декабря – премированный маскарад.
30 декабря – детский праздник: электронная ёлка с подарками с 18:00 до 22:00, затем семейный вечер и танцы для взрослых.
31 декабря – танцевальный вечер, кабаре, дивертисмент и встреча Нового года.
1 января – ёлка чинов переселенческого управления.
2 января – спектакль "Женский парламент" (водевиль).
3 января – премированный маскарад по особой программе.
4 января – спектакль труппы "Жидовка".
6 января – вечер по особой программе.
Ежедневно с 14:00 до 20:00 проходили сеансы кинематографа.
Елочные украшения и подарки
К праздникам несколько торговых домов Верного предлагали большой выбор игрушек, открыток и елочных украшений. Например, в торговом доме Д. И. Коношенко можно было найти еще и маскарадные костюмы, полумаски.
Многие покупали в фотосалонах рождественские открытки с изображением зимних пейзажей или первых Дедов Морозов, который появился лишь в 1910 году.
Праздничный стол
После завершения рождественского поста столы наполнялись сытными блюдами. Готовились жареные гуси, холодец, окорока, пельмени с мясом, грибами и капустой. На десерт подавали разносолы и фрукты, а винодельческие дома поставляли каберне, шабли и шампанское.
Благотворительность
В праздничные дни особое внимание уделялось благотворительным акциям. Купцы и состоятельные горожане организовывали мероприятия для детей из малоимущих семей. Например, в Общественном собрании устраивали спектакли, игры и конкурсы, а также вручали подарки.