АЛМАТЫ-ОМСК-УФА, 12 дек — Sputnik. Ежегодно тысячи казахстанских выпускников отправляются за получением высшего образования в российские вузы, все чаще предпочитая их западным. В частности, это касается технических специальностей и профессий, так как их развитие в России, особенно в последнее время, идет семимильными шагами. Отставать от жизни наши студенты не хотят.
Близко даже космос
Анвар родом из Талдыкоргана в настоящее время учится в магистратуре на факультете транспорта, нефти и газа.
"Поступил я в 2016 году. Закончил бакалавриат, сейчас в магистратуре учусь. Занимаюсь металлообработкой. Когда предложили походить, посмотреть, ознакомиться, так сказать, с будущей своей профессией, я пришел, поработал. Интересно. Теперь расширяю свои компетенции", - рассказывает он.
Виртуальный тренажер, разработанный в ОмГТУ для обучения студентов
© Sputnik/Александр Мироглов
За лаконичным названием факультета, для студентов на него поступивших, кроются большие перспективы. Среди специализаций – "Пусковые устройства, транспортно-установочное оборудование и средства обслуживания стартовых комплексов", "Ракетные транспортные системы", "Проектирование авиационных и ракетных двигателей", " Ракетные комплексы и космонавтика", "Нефтегазовое дело" и ряд других.
Одним из наиболее важных моментов, позволяющих получить на выходе не "зеленого" выпускника вуза, знакомого лишь с теорией, а вполне себе готового к самостоятельной работе инженера, являются практические занятия, которые студенты могут посещать на протяжении всего времени своего обучения. Для этой цели в вузе существует ряд лабораторий и небольших производств.
Несмотря на то, что производственные мастерские ОмГТУ не имеют таких масштабов, как огромные заводские цеха, выпускаемая здесь продукция, часто по спецзаказу оборонных и космических предприятий России, впоследствии, что называется, идет в дело. К примеру, здесь делают детали для военной техники и даже для ракетоносителей "Ангара".
В производственных мастерских ОмГТУ делают детали и для военной техники, и даже для ракетоносителей “Ангара”
© Sputnik/Александр Мироглов
"Детали здесь делаются на заказ. Предприятие заказывает у университета их изготовление, а мы здесь сами пишем программы, налаживаем станки, проводим измерения, подбираем инструмент и так далее. То есть, фактически полный цикл обработки деталей осуществляем. И здесь, кроме штатных сотрудников центра, работают также студенты, заинтересованные в том, чтобы обучиться работать на станках. Естественно, под присмотром опытного наставника. Соответственно, они потихоньку, помаленьку изучают станок, потом программирование, как делать детали. И к 4 курсу они уже могут профессионально работать на станках", - рассказывает директор центра подготовки кадров ОмГТУ Иван Черных.
Директор центра подготовки кадров ОмГТУ Иван Черных
© Sputnik/Александр Мироглов
По последнему слову техники
По аналогичной системе проходит обучение на всех факультетах ОмГТУ. По словам исполняющего обязанности ректора вуза Павла Корчагина, подготовка полноценных специалистов – главный приоритет.
"У нас с вновь поступившими студентами проводятся встречи, знакомство с университетом, где они видят перспективы. Дальше, уже на старших курсах, они подключаются к работе кафедр по инструменту, по радиотехнике, по микроэлектронике, по нефтехимии, химии, по биотехнологии, в IT-сфере, искусственный интеллект и так далее", - рассказывает он.
Исполняющий обязанности ректора Омского Государственного технического университета Павел Корчагин
© Sputnik/Александр Мироглов
В плотном сотрудничестве студентов и преподавателей рождаются и новые обучающие проекты, позволяющие совершенствовать методы образования. К примеру, на кафедре холодильной компрессорной техники и технологий внедрили собственную разработку – виртуальный тренажер. На нем обучают будущих энергетиков "Газпрома". С помощью тренажера учащиеся осваивают навыки монтажа, эксплуатации и ремонта технологического оборудования.
Виртуальный тренажер, разработанный в ОмГТУ для подготовки студентов - будущих энергетиков
© Sputnik/Александр Мироглов
"У тренажера есть два режима. Первый - режим обучения, второй - экзамена. В режиме обучения есть планшетка с подсказками и стрелочкой, которая показывает, что нужно делать. Таким образом нарабатывается последовательность действий. В режиме экзамена уже подсказок нет. Там обучающийся сам должен найти неисправность, сам ее правильно устранить и за это ему даются либо баллы в плюс, либо штрафные баллы за ошибку. Если допущена какая-то критическая ошибка, то режим экзамена завершается и нужно начинать обучение заново", - рассказывает старший преподаватель кафедры холодильной компрессорной техники и технологии Владимир Евдокимов.
Старший преподаватель кафедры холодильной компрессорной техники и технологии Владимир Евдокимов
© Sputnik/Александр Мироглов
По его словам, тренажер создавался совместно с механиками и операторами реального производства, со строгим соблюдением его регламентов.
"Тут отрабатывается последовательность действий и умение анализировать. Например, упал уровень конденсата в конденсатосборнике. Обучающийся должен понять, почему это произошло, проанализировать и устранить неисправность", - отмечает Евдокимов.
Практические же навыки студенты получают в других аудиториях.
"Мы целенаправленно ушли от системы: "Возьми ключ, иди с ключом, поверни…". В виртуальной реальности не научишь ключом работать человека. Для этого у нас есть установки, где они реальными инструментами работают. То есть мы их учим уровень затяжки контролировать, как правильно откручивать, как правильно фланцевые соединения собирать и так далее", - объясняет преподаватель.
Такая система, по словам Владимира Евдокимова, уже доказала свою состоятельность: приходя на практику на реальные объекты, студенты попадают в уже знакомые локации и, с учетом полученных, наравне с виртуальной реальностью, теоретических знаний, значительно проще и быстрее осваиваются на производстве.
На сегодняшний день, только в ОмГТУ обучается порядка тысячи студентов из Казахстана. О возможности поступить в вуз, в том числе и на бюджетные места, информацию можно найти в Интернете, а также получить в представительстве Россотрудничества в Казахстане, чьи контакты также легко найти в сети.
Казахстанские студенты, обучающиеся в вузах Уфы
© Sputnik/Александр Мироглов
"У нас основной прием - это бюджетные места. Их достаточно. Действует межправительственное соглашение. Все документы об образовании мы признаем. Места в общежитии предоставляем. Кроме того, у нас есть в вузе передовая инженерная школа. Это подготовка ребят по приоритетным направлениям в области станкостроения. Есть программа поддержки, в том числе материальная, и от партнеров, и от государства. В рамках этой же программы у нас реализуется программа подготовки по фундаментальным дисциплинам физика, математика", - рассказывает исполняющий обязанности ректора ОмГТУ Павел Корчагин.
Казахстанцы в Башкортостане
Столица Башкортостана Уфа на протяжении десятков лет считается регионом студенческим. На данный момент здесь живут и учатся порядка 100 тысяч студентов вузов и столько же – колледжей. В городе, по состоянию на 2024 год, действует 13 высших учебных заведений, в основном – государственных.
Памятник Салавату Юлаеву в Уфе
© Sputnik/Александр Мироглов
Специальностей – сотни. Причем получить их можно, как на бюджетной, основе, так и по договору, то есть платно. При этом, стоимость года обучения, в зависимости от выбранного направления, от 30 тысяч рублей (около 150 000 тенге или 300 долларов США), а значит не так заметно бьет по карману родителей, мечтающих дать высшее образование своим отпрыскам.
Студентов из Казахстана по самым разным направлениям здесь обучается сотни. Большинство - на бюджетных местах. А поступить многим из них удалось благодаря квотам от Россотрудничества. Надира Арупжанова из Шымкента выбрала для себя медицину. Сейчас она студентка пятого курса лечебного факультета медицинского университета.
Надира Арупжанова - студентка пятого курса лечебного факультета медицинского университета
© Sputnik/Александр Мироглов
"Помимо основной учебы я занимаюсь в лаборатории молекул на кафедре фармацевтической химии, где разрабатываются вещества, препараты, которые нам дают на изучение под руководством легендарных профессоров, докторов медицинских наук. Проводим доклинические исследования. В целом учеба очень интересная, местами сложная. Но это здорово, что есть возможность развиваться, учиться", - говорит девушка.
Астанчанин Рамиль Юсупов также выбрал для себя лечебный факультет медицинского университета. Закончив шестилетний специалитет, он решил получать образование дальше и сегодня обучается на клиническом направлении в ординатуре, проходя практику в республиканской клинической больнице имени Гумера Куватова.
Рамиль Юсупов - закончил лечебный факультет медуниверситета в Уфе и обучается в ординатуре
© Sputnik/Александр Мироглов
По прошествии лет Рамиль признается, что учеба давалась не легко. Особенно сложным оказался период пандемии COVID-19, когда образование приходилось получать, по большей части, дистанционно.
"Это, так скажем, пошатнуло. Было тяжело. Но обучение меня, в принципе, устроило. Преподаватели в университете очень хорошие, дали знания в достаточном количестве. Универ дает возможности. На каждой кафедре есть свои кружки дополнительных занятий по разным специализациям и все зависит от того, хочет сам студент развиваться или нет. Он сам выбирает, будет ли он участвовать или нет. Поэтому тот, кто хочет, добивается всего", - отмечает он.
Студенты вузов Уфы еще во время обучения принимают участие в крупных госпроектах
© Sputnik/Александр Мироглов
По признанию казахстанских студентов из самых разных вузов Уфы, среди земляков, приезжающих сюда, мало кто отчисляется, не окончив обучение: условия, созданные для получения образования, вполне комфортные. А вот с тем, как строить жизнь дальше и возвращаться ли на Родину, определились не все.
"Уфа - это место, где проходит моя юность, становление личности, скажем так. У меня здесь немало друзей. В целом я прожила очень много событий в этом городе и пока я не знаю, вернусь ли домой или останусь здесь. Но, конечно, хотелось бы, наверное, вернуться", - говорит Надира Арупжанова.
Аналогичный выбор стоит и перед студентом Омского государственного технического университета Эриком Минибаевым. По его словам, желание вернуться есть. Однако он не уверен в том, что сможет найти в родном Талдыкоргане работу достойного уровня по своему профилю.
Студент магистратуры Омского государственного технического университета Эрик Минибаев
© Sputnik/Александр Мироглов
"Если честно, вижу больше продолжение работы здесь. Так как в Казахстане, насколько я знаю, не так сильно развито производство, металлообработка. В принципе, где-то найти выгодное, так сказать, в плане зарплаты, развития, место, достаточно тяжело. Здесь с этим гораздо попроще", - делится своими переживаниями студент.
Большие перспективы ЕНОЦ
Ожидается, что в ближайшие годы в Уфе число казахстанских студентов заметно увеличится. Связано это, в том числе, с постепенным введением в работу Евразийского научно-образовательного центра (НОЦ). Проще его называют межвузовским кампусом.
Ключевые направления деятельности Евразийского НОЦ: цифровая и "зеленая" химия, энергетика, передовые производственные технологии и инжиниринг, биомедицина и генетика, новая среда жизни. Участие в новом, еще строящемся пока центре, принимают шесть вузов, три научные организации и 29 индустриальных партнеров.
"Главная задача создания кампуса Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня – стать центром сбора, анализа, разработки и внедрения передовых технических решений в промышленность. Концепция планировочного решения подразумевает создание в кампусе единой среды для жизни, учебы, науки и инноваций", - рассказали в администрации ЕНОЦ.
Вид Межвузовского кампуса Евразийского НОЦ после завершения строительства
© Sputnik/Александр Мироглов
Полное завершение строительства объекта, который уже частично функционирует, намечено на 2025 год. Его композиция представляет собой ряд многофункциональных блоков, сформированных в небольшой городок с внутренними рекреационными пространствами.
"Первая очередь – семиэтажное здание, уже запущена. Каждый этаж принадлежит одному из вузов. Здесь есть не только вузовские, но и межвузовские лаборатории, исследовательские центры. А пятнадцатиэтажная башня – место, где у нас располагаются индустриальные партнеры и все те интересные проекты, которые есть в республике для детей и молодежи. Кампус – это не просто комплекс помещений, в которых учатся и живут студенты. Это современное пространство для жителей города. Здесь есть точки питания, в которые есть доступ абсолютно всем. Тут будут располагаться фитнес центры, библиотеки, магазины, то есть все то, что будет привлекать к себе большое количество людей", - объяснили в Евразийском НОЦ.
Вид Межвузовского кампуса Евразийского НОЦ после завершения строительства
© Sputnik/Александр Мироглов
Что ни говори, а ЕНОЦ ставит перед собой амбициозные цели. В их числе увеличение к 2030 году доли ученых-исследователей в возрасте до 39 лет до 50%, выход на совокупный ежегодный оборот малых инновационных предприятий, созданных при объединенном университете в 2,5 миллиарда рублей. Также планируется современное оснащение лабораторий мирового уровня в области биомедицины и генетики, наноструктурированных материалов и биосовместимых имплантов, цифровой и "зеленой" химии, декарбонизации, урбанистики и так далее.
В Евразийском НОЦ также добавили, что уже через пять-шесть лет намерены довести общую численность иностранных студентов, обучающихся здесь, до шести тысяч человек.
Кстати, казахстанских студентов в Башкортостане принимают особенно тепло. Исключительная близость культур и менталитета народов – еще одно преимущество получения высшего образования именно в вузах Уфы.