АСТАНА, 11 дек — Sputnik. Совет директоров нацкомпании "Казахстан темир жолы" ("Казахстанские железные дороги") принял решение выпустить 75 млн облигаций общей стоимостью 75 млрд тенге ($143,76 млн).
Ценные бумаги планируют разместить на Казахстанской фондовой бирже (KASE) для продажи на внутреннем рынке, сообщило отраслевое издание Logistan.info.
На какие цели планируют направить эти деньги не уточняется.
В июне этого года, выступая на заседании мажилиса глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов заявил о тяжелом положении компании "Қазақстан темір жолы"
"Некогда самодостаточная компания "Қазақстан темір жолы" по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге ($153 млн)", – заявил Смаилов.
По данным госаудиторов, 73% всего грузооборота КТЖ с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге ($1 млрд 738 млн).
"Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству. Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в "красной" зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45% или 1,3 трлн тенге из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств", – заявил Смаилов.
По его словам, существующие методы "Самрук-Қазына" (материнская компания-холдинг по управлению госактивами – прим. Sputnik) не способны предотвратить кризис КТЖ – необходима оптимизация затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния.
В КТЖ ответили на критику главного аудитора Казахстана заявлением о том, что компанией совместно с правительством и "Самрук-Казына" проводит работу "по постепенному повышению регулируемых тарифов и увеличению транзитных доходов для снижения уровня долга и обеспечения достаточного уровня инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав".