Bloomberg назначил Казахстан "внутренним врагом ОПЕК+"

ОПЕК+ в попытке удержать цены на нефть может столкнуться не только с большим числом внешних вызовов, но и с внутренним врагом, которым станет Казахстан, заявил эксперт издания Bloomberg Хавьер Блас
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АСТАНА, 25 ноя — Sputnik. Эксперт Bloomberg Хавьер Блас указал, что ОПЕК регулярно испытывает одну и ту же проблему, связанную с крупными инвестициями в добычу - чтобы компенсировать расходы, власти наращивают экспорт.
В начале 2000-ых такой страной – членом ОПЕК стал Алжир, в 2010-е - Ирак, недавно им уподобились Объединенные Арабские Эмираты. Но в 2025 году их место займет Казахстан.
Являясь членом ОПЕК+ с 2016 года (с момента его создания нового формата картеля), Астана, как правило, добывала больше своей квоты. Но в 2025 году проблема усугубится из-за введения в эксплуатацию проекта, предусматривающего расширение добычи на Тенгизском месторождении. Инвестиции ТШО в это проект оцениваются на уровне 45 миллиардов долларов.
"Почти десятилетие Казахстан (с 2016 года, когда был создан ОПЕК+) был непростым партнером для картеля, чаще всего добывая нефть сверх квоты. Проблема возрастет в следующем году, когда будет готов проект за $45 млрд по расширению крупнейшего нефтяного месторождения страны", — считает Хавьер Блас.
По мнению эксперта, для соблюдения квот ОПЕК+ Казахстан может сократить добычу нефти на других месторождениях на объем, который планируется добывать на новом проекте. Такие действия даже будут экономически эффективными, потому что себестоимость добычи на Тенгизе ниже.
"Если картель согласится на дальнейшую отсрочку, это станет серьезным ударом для Казахстана. Если страна будет придерживаться своих ограничений на добычу в рамках ОПЕК+, она не сможет добывать дополнительную нефть, несмотря на крупные инвестиции. Ей придется сократить добычу в других местах, чтобы компенсировать рост добычи на Тенгизе. Если руководствоваться исключительно экономическими соображениями, Казахстан сделает последнее, поскольку на Тенгизе самая низкая себестоимость добычи, и поэтому он очень выгоден для правительства и его иностранных партнеров", - считает Хавьер Блас.
Сегодня стоимость нефти сорта Brent составляет 74 доллара за баррель. И это ниже, чем хотят в ОПЕК+, включая Саудовскую Аравию. Усилия организации по удержанию объемов добычи сводятся на нет действиями США и другими странами, не входящими в картель. Негативным фактором является и неуверенный рост экономики Китая. Эксперт считает, что победа Дональда Трампа на выборах президента США, это тоже негативный фактор для ОПЕК+, так как он в своей предвыборной программе пообещал смягчить ограничения для нефтяных компаний.
В октябре 2024 года страны ОПЕК+ также решили не повышать добычу до конца года из-за слабости нефтяных котировок.
Однако ряд стран выразили намерение увеличить продажи нефти на экспорт из-за снижения своих доходов. У них крепнет идея о том, что политика сохранения дефицита не помогает поднять цены, и их требования поднять добычу становятся более настойчивыми.
Примечательно, что в 2021 году ОАЭ заблокировали участие в сделке на несколько дней, в то время как Ангола и Катар вообще вышли из картеля. Казахстан, по мнению эксперта Bloomberg может последовать их примеру и тогда в 2025 году ОПЕК+ "столкнется с трудностями по многим фронтам".