АЛМАТЫ, 15 ноя — Sputnik. На климатическом саммите в Баку Казахстан подписал меморандум с Азиатским банком развития, предусматривающий вывод из эксплуатации угольных электростанций. Однако это заявление вступает в очевидное противоречие с недавним соглашением с Россией о строительстве угольных ТЭЦ в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске.
Казахстанский экономист и энергетик Петр Своик объясняет, как страна собирается выполнить "зеленый" меморандум.
Петр Своик
© Sputnik / Владислав Воднев
"И меморандум выполним, и угольные мощности увеличим"
Экономист и энергетик Петр Своик, комментируя эту ситуацию, вспомнил притчу о Ходже Насреддине. Когда к нему пришли два спорщика, он обоим сказал, что они правы. Жена, услышав это, удивилась: "Так не бывает, чтобы оба правы!" Ходжа ответил: "И ты права".
"Это как раз тот случай, когда и меморандум будет соблюден, и угольные мощности будут нарастать", – поясняет Своик.
В Казахстане три крупных угольных конденсационных электростанции: две Экибастузских ГРЭС и Аксуйская ГРЭС. Закрывать их никто не собирается – это базовые станции.
(ГРЭС - государственная районная электростанция - прим.)
"Все остальные угольные станции – это ТЭЦ, то есть теплофикационные станции, которые вырабатывают не только электроэнергию, но и тепло. Речи о том, чтобы их закрывать, тоже нет", – продолжает он.
Эксперт напоминает, что Россия строит новую угольную станцию в Кокшетау и достраивает два дополнительных блока на Экибастузской ГРЭС-2.
Своик уверяет, что меморандум по сокращению угольных мощностей будет выполнен.
"Мы планируем перевести некоторые угольные станции на газ. В частности, китайские компании строят газовую ТЭЦ на площадке алматинской ТЭЦ-2. Перевод на газ также затронет ТЭЦ в Кызылорде и Караганде. Газ наконец доведен до Астаны, значит, удастся перевести на газ и существующую ТЭЦ-2, и строящуюся ТЭЦ-3", – говорит Своик.
Он отмечает, что такие проекты могут быть успешно завершены и представлены как выполнение "зеленого" меморандума. Однако, по его словам, подобные заявления зачастую "голимый политес".
"Это из того из той же оперы, как с обещанием посадить 2 миллиарда деревьев. Это не просто озеленение по заветам девочки Греты, а деревья, которые будут поглощать углекислый газ, выделять кислород. Если посадим 2 миллиарда деревьев, то мы всю планету кислородом заполним. Мы можем рапортовать, но реальные дела развиваются в сторону как наращивания угольных мощностей, так и наращивания газовых мощностей", – говорит Своик.
Газовые перспективы и реверс
По словам Своика, перевод угольных станций на газ возможен благодаря газовому реверсу. Трубопровод "Средняя Азия – Центр", ранее подававший газ из Туркменистана и Узбекистана в Россию, теперь работает в обратном направлении. Казахстан также использует собственные газопроводы для газификации южных регионов. Уже газифицированы Кызылорда, Караганда, Астана.
"У нас есть некие возможности самим производить газ, но они ограничены. Но если российский газовый реверс будет наращивать темпы, то мы благополучно можем перевести на газ целый ряд угольных станций, и все будут довольны", – считает Петр Своик.
Что лучше
Газовые станции, по словам Своика, превосходят угольные по всем параметрам: они чище, компактнее, эффективнее. Но есть нюанс – они дороже. Особенно это касается Казахстана, где уголь местный, а газ – импортный, в основном российский.
"Вопрос здесь больше политический, чем энергетический или экономический. Если мы договоримся о создании совместной газовой системы и энергетики, это может изменить ситуацию. Тем более к 2027 году страны Евразийского экономического союза планируют создать общий рынок энергоресурсов", – комментирует эксперт.
Он отмечает, что 2027 год уже не за горами, поэтому Казахстану необходимо добиваться включения в союзное инфраструктурное развитие, что подразумевает совместную инфраструктуру, как газовую, так и электрическую.
Уголь или атом: что дальше?
Энергетик отмечает, что сейчас во многих областных центрах ТЭЦ отсутствуют, а там, где они есть, они изношены. Эти станции жизненно важны, особенно для теплоснабжения.
"Поэтому кровь из носу надо их не только сохранять, но и развивать. Другое дело, заменять на новое оборудование", – считает Своик.
Эксперт также считает перспективным строительство маломодульных атомных станций.
"Если на площадке строительства маломодульной атомной электростанции в Узбекистане появится надежный малый атомный блок и будет отработано его безопасное использование, в том числе и тепловая энергия, тогда это будет революция", – говорит Своик.
Он добавляет, что в Казахстане, как в плане электроснабжения, так и теплоснабжения, есть огромный рынок для установки таких небольших модульных установок, заменяющих выходящие по старости угольные мощности. При этом сохраняется вся инфраструктура и система отопления, но вместо угольного котла устанавливается малый модульный блок.
"Россия неожиданно для себя обнаружила, что у них тоже очень серьезные проблемы и с ЖКХ, и даже с электроэнергетикой и что надо срочно это развивать. Строя ТЭЦ в Кокшетау и достраивая Экибастузскую ГРЭС-2, они наращивают свои машиностроительные мускулы, восстанавливают или развивают котлостроение, турбостроение, потому что не все потеряно. А мы все потеряли", – сказал Своик.
Ключевым условием модернизации энергетической системы Казахстана Своик считает интеграцию в общий рынок газа, электроэнергии и нефтепродуктов.
"Если мы не будем частью проектного, машиностроительного, электротехнического, научно-технического и инвестиционного, главное инвестиционного комплекса, а будем пользоваться чужим потенциалом, то наша энергетика просто превратится в ту, которую имеет любая страна третьего мира. Таких стран много: электричество есть, но не везде и доступно не всем", – сказал Своик.
Энергетика и ЖКХ, которые страна эксплуатирует сегодня и предельно постарели, созданы не в суверенном экономическом статусе Казахстана. Республика унаследовала эту инфраструктуру, в то же время институты развития, способные заниматься этим, постепенно исчезли, поскольку раньше в них не было необходимости. Поэтому энергетик подчеркивает: для перехода на современный уровень Казахстану нужно не только вкладывать средства в энергетику, но и создавать институты развития.