АСТАНА, 23 сен — Sputnik. Заминировать можно все что угодно: пакет с молоком, кружку и машину. Технический нет никаких ограничений, говорит владелец и главный аналитик Mobile Research Group (аналитическая компания, занимающаяся исследованием российского рынка мобильных терминалов) Эльдар Муртазин.
Тем не менее, по словам эксперта, покупать технику не опасно.
“Та ситуация, которая произошла в Ливане, это террористическая атака, то есть, были заминированы бытовые приборы”, - уточнил эксперт.
В Казахстане и России есть санитарно-эпидемиологичские сертификаты на безопасность.
Касаемо электроники, отдельно тестируются зарядные устройства, продолжил он.
“Но никто в здравом уме не будет проверять электронику на наличие взрывчатых веществ. Потому что есть международные договоры. То, что сделал Израиль - прецедент. Теперь меняются правила игры, так как это государственный терроризм, и неважно против кого он был направлен”, - говорит Муртазин.
Минирование электроники навряд ли обретет массовый характер, считает политолог Данияр Ашимбаев.
В интервью корреспонденту Sputnik Казахстан политолог отметил, что взрывы, которые произошли в Ливане, вызвали негативную реакцию общественности.
“Тем не менее, я не думаю, что теперь это (минирование электроники) будет применяться массово, потому что может подорвать рынок производства электронных товаров”, - говорит Ашимбаев.
Как могли быть заминированы пейджеры и рации?
“Не на заводе, заминированную партию электроники могли изготовить самостоятельно специалисты, через поставные компании - это простой путь. Чуть более сложный путь - при покупке товара, дешевле всего доставить его морем, перед тем как погрузить контейнер в судно, он ждет на промежуточном складе, откуда и можно изьять товар и заминировать”, - пояснил Муртазин.
Должны ли страны усилить международный контроль на перелетах, таможне и при доставке грузов морем?
Пока, на мой взгляд, говорит Эльдар Муртазин, это невозможно.
“Могут произойти изменения в правилах грузовых и пассажирских авиаперевозках. Усиление мер контроля может быть, которое скорее будет нести временный характер”, - говорит эксперт.
Государственный контроль должен быть усилен, считает Ашимбаев.
“Скорее всего, после того, как вопрос будет изучен введут новые стандарты контроля. К примеру, в аэропортах могут быть дополнительно использованы рамки для проверки гаджетов. Нужно понимать, что такие вещи быстро не решаются”, - говорит политолог.
Прежде чем, разработать новые правила, нужно понять как это было сделано (были заминированы пейджеры и рации) и как попали в Ливан, добавил Ашимбаев.
Насколько безопасно заказывать технику на маркетплейсах?
Чаще всего на маркетплейсах заказывают бытовую технику для кухни (блендеры, миксеры), аксессуары на телефон и зарядные устройства, говорит эксперт по продвижению на маркетплейсах Кымбат Мыналимова.
“Все зависит от самого покупателя, если он хочет обезопасить себя и ему принципиально чтобы бы у товара был сертификат, может запросить у поставщика. Но, если хочет сэкономить, то покупает у поставщика без каких-либо документов. В некоторых маркетплейсах есть закрытая категория товаров. Допустим, смартфоны, тот же самый Apple и Samsung, они входят в закрытую категорию. Соответственно у них есть все сертификаты и документы. Электроника и бытовая техника других производителей не входит в закрытую категорию и может продаваться без сертификата” - пояснила эксперт.
По последним данным минздрава, число пострадавших от взрывов пейджеров в Ливане превысило 4 тысячи человек, 11 погибли.
В Ливане пока не выяснили, почему произошла одновременная детонация десятков устройств связи. "Хезболлах" и власти Ливана возложили на Израиль ответственность за произошедшее.
Некоторые западные СМИ отмечают, что пейджеры были в одной партии, которую получили участники движения "Хезболлах" недавно. Израиль мог планировать эту операцию не менее 15 лет. В пейджеры заложили около 28-56 граммов взрывчатки и дистанционный пусковой механизм. Однако власти Израиля не признали свою причастность к атакам.