АЛМАТЫ, 16 авг — Sputnik. Известные в Казахстане представители научных кругов, в том числе физики-ядерщики, общественные деятели и активисты собрались обсудить вопрос строительства АЭС. Обсуждения в Алматы стали 19-ми по счету и, пожалуй, наиболее горячими: часть собравшихся попытались превратить встречу в обыкновенную склоку.
Урана - много. АЭС - нет
Одна из организаторов публичных обсуждений вопроса о строительстве АЭС президент Гражданского альянса Казахстана Бану Нургазиева напомнила собравшимся, что нынешние мероприятие – 19 по счету, проводимое в регионах страны. А начиналось все с поселка Улкен в Алматинской области, где и намечено строительство станции, если граждане поддержат это по итогам референдума, который планируется провести в конце текущего года.
Президент Гражданского альянса Казахстана Бану Нургазиева
© Ертай Сарбасов
"Почему в нашей стране много лет об этом говорится, но с места ничего не сдвигается? В прошлом году я присутствовала лично в селе Улкен, где проходили первые публичные обсуждения. И слушала мнение местного населения. Могу сказать, что местное население уже много лет ждет перемен и ждут именно строительства", - сказала Нургазиева, открывая публичные обсуждения.
По ее словам, давно доказано, что атомная энергетика относится к разряду "зеленых". Именно поэтому ее используют в большинстве развитых стран мира. Так, в США на сегодня работает 96 атомных реакторов. На втором месте Франция – 56. Она, кстати, поставляет сейчас энергию, выработанную на атомных станциях Германии, последовательно отказывающейся от использования АЭС в пользу возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которые, увы, сегодня не надежны.
"Казахстан занимает второе место в мире по запасам урана и при этом остается страной, в которой нет атомной энергетики. Еще пример. Сегодня Китай имеет уже 56 атомных реакторов. Через 2-3 года они будут впереди всей планеты, потому что понимают, что атомная энергетика - это "зеленая" энергетика. Во-вторых, это экономика. Развитое государство не должно иметь дефицит энергии и это не должно мешать производству", - отметила Бану Нургазиева.
Аналогичного мнения придерживается и гендиректор "Казахстанские атомные электростанции" Тимур Жантикин, считая, что развитие реального производства в стране возможно лишь при достаточных энергомощностях.
гендиректор "Казахстанские атомные электростанции" Тимур Жантикин
© Ертай Сарбасов
"Сейчас инвестпроекты "лежат" в портфеле только из-за того, что нет энергии, а АЭС решит эту проблему. Есть инвесторы, есть деньги, но нет энергии. АЭС повысит инвестиционную привлекательность Казахстана", - сказал он.
О существовании в Казахстане уже сегодня дефицита генерации электроэнергии напомнил и глава Союза инженеров-энергетиков Казахстана Марат Зулкаиров.
Глава Союза инженеров-энергетиков Казахстана Марат Зулкаиров
© Ертай Сарбасов
По его словам, уже сегодня, дефицит генерации испытывает запад и юг страны. С незначительным избытком работает только север Казахстана, откуда по трем линиям мощностью 500 киловольт, эти самые излишки поступают в южные регионы. Причем сами линии, уверяет эксперт, работают на пределе и просто не могут пропустить больше энергии.
"Возьмем Южный Казахстан, все, что ниже Балхаша. Это 50% населения Казахстана. Это Алматы, Алматинская, Жамбылская области, Тараз, Туркестан, Шымкент, Кызылорда. Вырабатывает весь этот регион по электроэнергии, по генерации, всего 2100 мегаватт, а потребляет 4300 мегаватт. То есть, дефицит 55%. Это уже сегодня", - отмечает Марат Зулкаиров.
АЭС: экологично и безопасно?
Другой важный вопрос, который широко обсуждался на слушаниях – возможное влияние строительства атомной электростанции на экологию, а значит и безопасность ее эксплуатации.
По словам директора Института ядерной физики, доктора физико-математических наук Саябека Сахиева, атомный реактор здесь работает с 1967 года. Что для него, что для реактора для атомной станции требования практически одинаковые. За 57 лет работы в ИЯФ сменились 4 поколения инженеров, ученых и специалистов и никаких ЧП за этот период не случалось. Мало того, сотрудники даже не жаловались на здоровье.
директор Института ядерной физики, доктора физико-математических наук Саябек Сахиев
© Ертай Сарбасов
"К нам вот в этом году уже приезжали эксперты МАГАТЭ. Они могут в любое время приехать, заранее не согласовывая график. Так вот, за 57 лет не было ни одного случая, чтобы нарушения какие-то, или ЧП", - отметил Сахиев.
Говоря о безопасности эксплуатации АЭС, гендиректор РГП "Национальный ядерный центр" Эрлан Батырбеков отметил, что в Казахстане предлагается строительство атомных реакторов поколения 3 и 3+. Главная особенность этих реакторов в том, что в них сосредоточены возможности взаимозаменяющих, дублирующих, так называемых, пассивных и активных систем безопасности.
Гендиректор РГП "Национальный ядерный центр" Эрлан Батырбеков
© Ертай Сарбасов
"Первый уровень защиты – само топливо. Его особенная структура. Второй - герметичный металлический корпус тепловыделяющего элемента. Третий - сам металлический корпус реактора, толщина которого составляет 20 сантиметров. Он полностью герметичный. И четвертый - это сам двухслойный корпус, который состоит из металла герметичного, и железобетонной конструкции", - объясняет Эрлан Батырбеков.
Именно такая, многоуровневая защита, по его словам, позволяет АЭС выдерживать сильнейшие землетрясения, ураганный ветер скоростью более 62 метров в секунду, наводнения и даже падение реактивного самолета на скорости 720 километров в час.
Не выдерживают никакой критики, по словам экспертов, и переживания противников строительства АЭС, которые утверждают, что это губительно скажется на озере Балхаш и его экосистеме. То, что АЭС потребляет чрезмерно много воды, они называют мифом.
"Аналогичные проекты смотрели. Потребление воды, проектное, где-то 63 млн кубов в год. Это максимально. В реальности 30-40 млн кубов в год уходит. На обычных станциях тоже такие есть. Что такое 63 млн кубов? Это примерно 0,3% от естественного испарения с поверхности. Никакого влияния, естественно, на озеро такая станция оказывать не будет", - объясняет Тимур Жантикин.
Мало того, по словам директора Института энергетики и зеленых технологий Айнур Бегимбетовой, уже доказано, что атомная генерация - низкоуглеродный источник энергии.
Директор Института энергетики и зеленых технологий Айнур Бегимбетова
© Ертай Сарбасов
"Климатологи всего мира отмечают очевидную тенденцию изменения климата. Отечественные ученые также подтверждают, что за последние 10 лет среднегодовая температура повысилась почти на 7% по сравнению с 2016 годом. Это свидетельствует о том, что климат меняется в исторически кратчайший промежуток времени, на глазах одного поколения", - говорит она.
При этом эксперт отмечает, что развитие атомной энергетики поможет достичь нескольких целей устойчивого развития: во-первых, обеспечит доступ к чистой энергии, во-вторых, поможет в борьбе с изменением климата.
Противники АЭС: есть мнение
Противники строительства АЭС в Казахстане по-прежнему настаивают на том, что страна легко может обойтись и без нее, при этом не испытывая дефицита электроэнергии.
"Нужно просто посмотреть на карту мира. 33 страны имеют атомные станции, а весь остальной мир их не имеет и, тем не менее, обеспечен электроэнергией. Почему мы говорим о последствиях? Потому, что последствия работы атомной станции, которая будет работать 60, ну, допустим, 80 лет… То есть 3-4 поколения людей будут получать электроэнергию, а десятки сотни поколений после этого получат гору радиоактивных отходов", - говорит экс-глава KEGOC Асет Наурызбаев.
Экс-глава KEGOC Асет Наурызбаев
© Ертай Сарбасов
По его словам, также нет уверенности, что на реакторе АЭС исключены ЧП, что несет прямую угрозу озеру Балхаш.
"Если он взорвется на берегу озера Балхаш, мы его потеряем. Мы уже потеряли Арал. Наши родители потеряли. Теперь мы сами своими руками можем потерять Балхаш", - продолжает Наурызбаев.
Третья угроза, по его мнению, может исходить от иностранных технологий.
"Готовы ли мы к риску влияния иностранных технологий обогащения и управления станцией? Потому, что станция может быть дистанционно отключена производителем программного обеспечения, и ни один диспетчер на ней ничего не сможет сделать. Скажет: "Что-то все погасло, заглох". То есть никто не будет знать", - говорит Асет Наурызбаев.
Аналогичного рода опасения высказывали и другие противники строительства АЭС в Казахстане, даже несмотря на то, что до этого эксперты в атомной энергетике и экологии им все подробно разъяснили.
Некоторые из присутствующих активистов-противников АЭС и вовсе неоднократно пытались сорвать проведение публичных обсуждений, порою опускаясь даже до оскорбления присутствовавших экспертов. В некоторые моменты обстановка накалялась ими настолько, что в зал приходилось приглашать сотрудников правоохранительных органов.
По мнению общественного деятеля, члена общественного совета Алматы Марата Шибутова, желание сорвать обсуждения этой категорией присутствующих вполне понятно, так как они выступают не за свои, а за чужие интересы.
Член Общественного совета Алматы Марат Шибутов
© Ертай Сарбасов
"Мы принимали много различных решений под давлением общественности, и вместо нормального результата получали кризисы", - говорит он.
В пример политолог привел ситуацию 2018 года, когда по инициативе Генпрокуратуры была проведена масштабная проверка энергетического сектора и "сломана" программа "Тариф в обмен на инвестиции". Это, по его словам, привело к гигантскому энергетическому кризису в Казахстане в 2022 и 2023 годах.
"Те, кто выступал против АЭС в 2018 году, говорили, что они снизили тарифы, но в результате отключились Риддер и Экибастуз. Такие популистские решения приводят к большим проблемам. Чем дольше мы будем откладывать решение по строительству АЭС, тем больше это повлияет на наше будущее", - заключил Шибутов, уточнив, что "…люди, которые получили премию, сейчас выступают против строительства АЭС".
Публичные слушания, на которые планировалось отвести всего час времени, в итоге длились в три раза дольше и были накалены до предела. Тем не менее, их организаторы из Гражданского альянса Казахстана не намерены прекращать разъяснительную работу. Кто же, в конце концов победит борьбе за и против строительства АЭС в стране, покажет референдум.