АСТАНА, 16 авг — Sputnik. С приближением учебного года у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален, отмечают педагоги и психологи.
По словам психолога Назерке Смаиловой, прежде чем, готовить ребенка к школе, каждый родитель должен понять – готов ли он сам к тому, что его чадо переступить порог школы и столкнется с новыми вызовами социализации.
Назерке Смаилова, психолог
© Sputnik / Молдир Бультекова
"Когда ребенок в школе начинает сталкиваться с разными ситуациями, местами неприятными, ваша реакция – это показатель того, насколько вы проработали свои детские, в том числе школьные травмы. Если вы остро реагируете, значит вы попадаете и проживаете свою школьную травму, поэтому важно выделить свою травму от переживании вашего ребенка, чтобы помочь ему с позиции взрослого"
Если вы не справляетесь, продолжила Назерке Смаилова, советую обратится за помощью к специалистам.
Ребенок не должен нравиться всем
"У ребенка в первом классе в социальной среде могут быть разные обстоятельства. Он может боятся учителя, насмешек со стороны сверстников и так далее. В этот момент очень важно дать ребенку понять и почувствовать, что ему необязательно нравится всем. Безусловная любовь есть в семье, дома. Родители любят и принимают его без условия. Важно быть в эмоциональном контакте с ребенком, чтобы он понимал, что внешняя среда может быть разной, но внутри семьи его любят и принимают", - пояснила психолог.
Что касается самого ребенка, то его готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект.
"Каждый из аспектов включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее", - пояснила она.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья позволяет успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, желательно, чтобы он обучался в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности здоровья.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
к первому классу у ребенка есть запас определенных знаний;
ребенок ориентируется в пространстве, то есть знает, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
ребенок стремиться к получению новых знаний и проявляет интерес;
и ребенка развита память, речь и мышление согласно возрасту.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
ребенок умеет коммуницировать, то есть общаться со сверстниками и взрослыми;
ребенок различает что хорошо, а что – плохо;
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
наличие интереса к учению и получению новых знаний;
способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе означает, что будущий первоклассник обладает определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.