АЛМАТЫ, 15 авг — Sputnik. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Монголия готовятся подписать временное соглашение о зоне свободной торговли в декабре этого года. Это соглашение, рассчитанное на три года, призвано стимулировать взаимный экспорт и диверсифицировать торговлю между странами.
Рассказываем, что такое зона свободной торговли и что это дает сторонам.
Параллельно ЕАЭС и Индонезия провели пятый раунд переговоров о своем соглашении о свободной торговле. Первый, второй, третий и четвертый раунды переговоров состоялись в апреле, июле, декабре 2023 года и марте 2024 года, соответственно. Эти соглашения будет содействовать реализации экспортного потенциала экономик стран, в том числе диверсификации взаимных поставок товаров.
Подобные соглашения уже успешно действуют между ЕАЭС и Вьетнамом с 2015 года, а также между ЕАЭС и Ираном с декабря 2023 года. По данным ЕЭК, действовшее в 2019 году в силу временное соглашение между ЕАЭС и Ираном уже позволило нарастить взаимный товарооборот в два раза с 2,4 млрд долларов в 2019 году до 6,2 млрд долларов в 2022 году.
С подписанием полноформатного соглашения с Ираном ввозные таможенные пошлины будут устранены на почти 90% товарной номенклатуры, на долю которой приходится более 95% взаимной торговли. По данным ЕЭК, для ЕАЭС перспективными для развития сотрудничества и экспорта являются Китай, Узбекистан, Турция, Индия, ОАЭ, Бразилия, Вьетнам, Индонезия, страны Африки.
В чем выгода от свободной торговли казахстанцам
Казахстанский экономист Айдархан Кусаинов подробно объясняет, как работает свободная торговля и какие выгоды и риски она может принести. По его словам, суть свободной торговли заключается в том, чтобы страны сопоставляют выгоды и убытки от таких соглашений. Если страна имеет крупного внутреннего производителя, который конкурирует с иностранными производителями, это может вызвать серьезные опасения.
"Если страны понимают, что те товары, которые они импортируют, в другой стране не производятся, и экспортирует товары, которые производятся в этой стране, тогда они решают, что лучше всего договориться о свободной торговле", – объясняет он.
Это приводит к упрощению таможенных и торговых процедур, что позволяет товарам легче и быстрее поступать на рынок, снижая затраты на экспортно-импортные операции.
"Это хорошо с точки зрения того, что затраты на оформления влияют на конечную цену, делая их более доступными", – подчеркивает Айдархан Кусаинов.
Это, в свою очередь, способствует развитию бизнеса и упрощению доступа производителей к новым рынкам.
"Многие страны хотят попасть на рынок ЕАЭС и просят каких-то специальные преференций, в ответ страны ЕАЭС рассматривают, какие преференции могут предложить контрагенты. Поэтому с этой точки зрения можно хоть со всем миром заключать подобные соглашения, просто нужно выбирать партнеров", –сказал экономист.
В целом, Кусаинов считает, что Казахстан экспортирует преимущественно нефть и металлы, с ним все будут готовы заключать договор о взаимной торговле. Республика может заключать соглашения о свободной торговле любыми странами из-за своей низкой конкурентоспособности. Он подчеркивает, что значительного влияния на Казахстан не окажет даже свободная торговля с Китаем, так как китайские товары уже заполнили казахстанский рынок. В то же время, Кусаинов предупреждает, что Китай представляет серьезную угрозу для экономики других стран ЕАЭС, поскольку может задавит их экономику.
Как новые соглашения помогут странам ЕАЭС
Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований, отмечает, что торговля между странами ЕАЭС значительно уступает их внешнеэкономическим связям с другими регионами.
"Ситуация непростая: уровень торговли стран ЕАЭС с Европой и Китаем значительно выше, чем их взаимные объемы. Горизонтальные связи между странами ЕАЭС не так развиты, как хотелось бы", – отмечает он.
По словам Зубеца, хотя торговля между Казахстаном и Россией увеличилась из-за санкционного давления на Россию, эта тенденция не характерна для всего ЕАЭС. При этом, Зубец отмечает, что Казахстан играет ключевую роль в поддержке международных торговых контактов для России, включая взаимодействие на уровне физических лиц и бизнеса. Беларусь и Россия также демонстрируют рост торговли, но в целом внешнеэкономические связи стран ЕАЭС превосходят внутренние.
"Когда мы говорим о горизонтальных связях, возникает вопрос, чем будут торговать, скажем, Армения и Монголия в рамках кооперации ЕАЭС. Монголия экспортирует сельскохозяйственную продукцию и минеральное сырье, в то время как Армения также имеет свои особенности", – вопрошает он.
Он уточняет, что в этом контексте Индонезия представляет собой интересное направление из-за своей развитой экономики и большого объема товаров, которые могли бы заинтересовать все страны ЕАЭС.
"Надо понимать, что эти горизонтальные связи между странами не всегда обеспечивают значительные торговые объемы из-за различий в их экономиках. Но создание дополнительных торговых и коммуникационных связей с такими странами, как Индонезия, Монголия и Иран, открывает новые перспективы для ЕАЭС", – сказал Зубец.
Хотя масштаб торговли пока невелик, эти связи создают новые возможности для промышленной кооперации, подчеркивает доктор экономических наук. Для создания производственных цепочек и расширения экономической активности, необходим облегченный режим взаимодействия. Концентрация и кооперация вокруг ЕАЭС позволит расширить такие возможности.
По его словам, хоть объем торговли не слишком большой, но он будет расти, создавая дополнительные возможности для промышленной кооперации. Зубец также отмечает, что такие связи особенно важны для России в условиях санкционного давления. Если прямые поставки в Россию ограничены, то поставки продукции, произведенной в странах ЕАЭС, могут стать альтернативой.
"Развитие такого рода вот контактов интересно с точки зрения создания дополнительных возможностей для промышленного развития и для обхода санкций, которые были введены против России, также против Китая. Это не только российский, но и китайский интерес, в том числе. В этой связи, с точки зрения развития промышленной кооперации создание новых кооперационных связей ЕАЭС с другими государствами представляет большой интерес", – поясняет он.
Я абсолютно убежден, что в этих цепочках Казахстан примет большое участие, уверен Зубец.
Перспективы и вызовы
Алексей Зубец делится своими взглядами на потенциал сотрудничества в рамках ЕАЭС с разными странами. Он подчеркивает, что Монголия, с ее населением чуть больше миллиона человек, и аграрной специализацией, не представляет собой большого экономического интереса в контексте крупномасштабных проектов. Однако, в треугольнике ЕАЭС – Китай – Монголия развитие промышленных проектов абсолютно возможны, считает экономист.
Гораздо более перспективным для ЕАЭС он считает сотрудничество с Индонезией. Это страна с развитой экономикой и крупным объемом производства. У Индонезии масса интересов по советскому пространству и вообще в глобальной экономике.
"Индонезия, с ее большим объемом сырья, промышленной продукции и сельскохозяйственной продукции, может стать важным партнером для ЕАЭС. Она, например, нуждается в зерне, которое производят Казахстан и Россия и продают на внешних рынках", – добавляет он.
По его мнению, кооперация с Индонезией открывает широкие возможности для создания единого экономического пространства, охватывающего все основные направления: от промышленности до сельского хозяйства. Иран также также является важным игроком. Несмотря на свою выраженную сырьевую специализацию и статус одного из крупнейших производителей нефти, Иран активно развивает свою промышленность, в том числе автомобилестроение.
Иран нуждается в поставках сельскохозяйственного сырья, так как население страны составляет более 80 миллионов человек, а сельскохозяйственные угодья ограничены. Несмотря на огромные запасы газа, в силу специфики экономического развития он нуждается в газе.
"Иран активно развивает свои промышленные проекты и имеет значительный потенциал в машиностроении. В Иране существует достаточно развитый военно-промышленный комплекс, который по качеству не уступает по многим параметрам российскому. Развитие ВПК – это результат развития машиностроения. Поэтому здесь открывается возможности для кооперации в рамках ЕАЭС", – поясняет он.
Зубец заключает, что взаимодействие с Ираном и другими странами расширяет перспективы для экономического развития и промышленной кооперации, что особенно важно в условиях санкционного давления.
Какие страны могут быть перспективны для развития сотрудничества
Алексей Зубец подчеркивает, что для стран ЕАЭС перспективными направлениями для развития сотрудничества и экспорта являются Индия, Вьетнам, Индонезия и другие страны Юго-Восточной Азии. Он объясняет, что для эффективного участия в свободной торговле страны должны иметь схожий уровень экономического и технологического развития.
"Необходимо, чтобы страны имели одинаковый уровень развития технологий и экономики. Поэтому слишком развитые страны не подходят, и слишком слабо развитые тоже не подходят, потому что у них нет производства", – говорит он.
По его мнению, например, Пакистан может стать потенциальным партнером, также интеграция с постсоветскими республиками, такими как Узбекистан, тоже имеет перспективы. Страны Юго-Восточной Азии, которые не обладают такой мощной экономикой, как Китай, могут стать важными участниками свободной торговли с ЕАЭС. При этом Вьетнам, как крупный поставщик промышленной продукции, может создать чрезмерную конкуренцию, что нежелательно для более слабых экономик.
Также Зубец считает, чем больше стран участвуют в таком едином пространстве, тем больше возможностей для развития каждой из стран, поскольку под рукой большое количество партнеров, которые готовы предоставлять товары и услуги. Алексей Зубец отмечает, что для создания автономного и независимого экономического пространства важны масштаб и численность населения.
"Задача ЕАЭС – стать автономным быстро развивающимся пространством, привлекать больше стран, которые потом смогут сформировать единый рынок", – говорит он.
А потому, чем больше участников зон свободной торговли, тем интереснее, говорят эксперты. Они идут к созданию единого автономного экономического пространства, которое может быть в гораздо большей степени независимым, чем каждая из стран-участниц.