АСТАНА, 9 авг – Sputnik. Главный экономист центра прикладных исследований "TALAP" Рахим Ошакбаев в ходе видеомоста Баку - Астана - Астрахань, который прошел на площадке мультимедийного пресс-центра Sputnik Казахстан, считает необходимым в первую очередь решить вопрос обмеления Каспийского моря.
Рахим Ошакбаев - главный экономист центра прикладных исследований "TALAP"
© Sputnik / Санат Имангалиев
"Обмеление может стать критическим и все наши планы по судоходству и развитию транспортно-логистических маршрутов могут быть поставлены под очень серьезное сомнение. Для наших прикаспийских государств нет сейчас вопроса важнее, чем срочно проводить международную экспертизу и какими-то совместными усилиями предотвращать как снижение биоразнообразия, так и обмеление Каспийского моря", - отмечает эксперт.
К этой проблеме, по его словам, необходимо привлечь внимание всей мировой общественности, потому что мы не имеем право лишиться еще одного моря.
Важнейшим шагом в решении этой проблемы, он считает проведение дноуглубительных работ на реке Волга, которая является главной водной артерией Каспия.
Так, по его данным, объем выемки грунта российскими властями планировался в объеме 9,5 млн тонн.
О том, какая работа была проделана сообщил заместитель гендиректора АО ОЭЗ "Лотос" Андрей Налимов (г.Астрахань).
"В прошлом году по поручению президента паспортные глубины Волго-Каспийского морского судоходного канала были доведены до 4,5 м. Ранее она была 4,2м. В этом году также ведутся активно работы по дноуглублению. Есть проект по доведению береговой части канала до приемного рейда", - отметил российский эксперт.
Будет создан союз особых экономических зон прикаспийских государств
С экологических вопросов он плавно перешел к экономическим и сообщил, что на уровне министерства экономики РФ было принято решение о создании союза особых экономических зон Каспийского моря. В этот союз планируется привлечь подобные зоны Казахстана и Азербайджана.
"Механизм особых экономических зон позволит активизировать перевозку грузов с использованием преференциального режима. Это будет способствовать развитию международной торговли, перемещению грузов, созданию промышленных цепочек по производству товаров на каждом этапе перемещения, чтобы конечный продукт условно достигал своего потребителя в стране, где это требуется, - добавил Налимов.
Проблемы есть, но они разрешимы
В свою очередь, Рахим Ошакбаев считает, что с увеличением грузооборота есть некоторые проблемы, но они разрешимы.
"Это связано с тарифами, с отсутствием надлежащей цифровизации. Но понимание есть и "узкие" места пытаются последовательно расшить", - говорит экономист.
Главное, по его словам, что между прикаспийскими странами нет никаких политических и правовых вопросов. Все это благодаря подписанной в 2018 году Конвенции о правовом статусе Каспия, которая была подписана в Актау, где были урегулированы все эти вопросы.
"Это общее пространство на мой взгляд, должно стать вектором для построения торговли, свободы перемещения товаров, работ и услуг, рабочей силы.", - добавляет казахстанский эксперт.
Одним из ярких примеров может стать амбициозный проект, который реализуют Казахстан и Азербайджан, по прокладке оптико-волоконного кабеля, протяженностью 360 км, который пройдет по дну Каспийского моря.
С ним согласен директор азербайджанского аналитического центра "STEM" Орхан Елчуев, который назвал Каспий хабом, через который проходят глобальные транспортно-логистические маршруты: "Север-Юг" и "Срединный коридор".
Орхан Елчуев - директора аналитического центра "STEM"
© Sputnik / Санат Имангалиев
Будет усиливаться интеграция Центральной Азии и Южного Кавказа
Это, по его мнению, делает каспийскую региональную систему в политических отношениях важным перекрестком, требующем сотрудничества всех прилегающих стран.
"Мы видим очень активное развитие, которое усиливает интеграцию Центральной Азии с Южным Кавказом. Развитие транспортно-логистических путей привело к тому, что Казахстан собирается построить зерновой терминал в порту Баку. Узбекистан собирается тоже построить терминал в Бакинском порту для экспорта сахара. Этот транзитный бум будет развиваться. Учитывая геополитический хаос, который творится в мире, этот регион и его транспортно-логистическая сеть будет еще больше развиваться", - считает эксперт.
По мнению участников встречи, не надо забывать и про вопросы безопасности. Это не только борьба с терроризмом, но и борьба с наркотрафиком.