АСТАНА, 6 авг – Sputnik. Экономисты оценили панику на фондовых рынках и дали свои прогнозы касательно влияния на Казахстан.
Это было ожидаемо, заявил экономист Ануар Нуртазин. А разговор о переоценке мирового IT-сектора велся и ранее.
Вложения в IT сектор и отдача от инвестиций приближаются к околонулевым показателям, сказал эксперт.
"Потому, что пузырь раздут настолько, что дальнейшее вкачивание, финансовое стимулирование не приносит дополнительного дохода или создания дополнительного продукта. Мы имеем классический, так называемый “пузырь” в IT-секторе. Сейчас произошло осознание того, что вот эти компании, в первую очередь то, что мы наблюдали на финсекторе...это в первую очередь NVIDIA...Потому что они именно показывали максимальную капитализацию в моменте", - сказал Ануар Нуртазин.
По его мнению, разработка компанией искусственного интеллекта не дает и не стимулирует будущего экономического роста. Произошло понимание перегрева.
Текущего денежного потока на поддержание текущей цены уже не хватает. И, разумеется, акции технических гигантов в первую очередь падают, пояснил экономист.
"Мы буквально в понедельник видели падение в Японии 12%, в Корее, в Тайване 8%. Если вы посмотрите дальше, то в Европе такое падение произошло опять-таки, в первую очередь в сфере передовых технологий. И потом, получается, США, безусловно. Ну, США это как бы центр, скажем, финансовой силы. Что здесь еще следует понимать? Здесь следует понимать, что вообще искусственный интеллект он оказался переоцененным", - сказал экономист.
Также Нуртазин привел в пример Apple. Это самая денежная компания на планете, у которой огромное количество именно финансовых резервов, а не те, у кого большая капитализация на рынке, даже они пока свернули свою программу. Есть японские разработки, например Нonda.
Потрачены десятки и сотни миллиардов долларов на малополезный сектор искусственного интеллекта. И пришло осознание того, что "перегрев" произошел, сказал Нуртазин.
"И это, на самом деле, не первый такой звоночек по IT-сектору. Если вы помните, звоночек первый прошел в марте прошлого года. SVB - один из крупнейших региональных банков, обанкротился. Потом произошел еще один коллапс и “грохнулся” Credit Suisse в Европе. Да, SVB, это региональный банк, но он огромен по своим размерам, если сравнивать с российскими или казахстанскими мерками. И он связан был опять-таки с IT-сектором. Тогда проблему смогли купировать с помощью ФРС. То есть опять закидать всю проблему деньгами. Это, как бы, переходящая проблема. То есть мы как бы вопрос не разрешаем, мы просто закидываем все это деньгами и смотрим, чтобы это само рассосалось", - отметил экономист.
Но, на Казахстане это вряд ли отразится, сказал Ануар Нуртазин.
"Даже на России это отражаться не будет, потому что Мосбиржа она сейчас в состоянии “инвалида” ходит. И так будет до 13 августа. Потому, что она отрезана от долларов и евро, конвертации рынков. И 13 августа наступает момент истины, когда американская система контроля за внешними активами обрежет лицензию, частоту транзакций по юаню. Им на биржах торгуют китайцы", - сказал Нуртазин.
То есть, китайские игроки должны понять, что им важнее - доллар и США или рубль и Россия. И у многих экспертов возникает понимание, что выбор будет сделан в пользу доллара и США, заявил Нуртазин. К тому же, Китай уже использует так называемые "чистые" и "грязные" юани.
"Соответственно, экспорт России практически начинает проходить такую стадию, когда санкции впервые, наверное, за эти два года начинают действовать. Это и хорошо, и плохо, потому что отрезание от внешних капиталов означает, что российский рынок будет сам в себе. А в Казахстане рынка капитала вообще нет. Если говорить простым языком, Казахстан настолько бедный, что ему вообще без разницы, все это и ему терять нечего. Знаете, как у латыша за душою – ни шиша: зарплата в два гроша и ни кола ни двора", - резюмировал экономист Ануар Нуртазин.
В том, что паника на мировых рынках не скажется на Казахстане, уверен и Айдархан Кусаинов.
Паника - это понятный, логический результат того ужесточения, которое было в борьбе с инфляцией, сказал экономист. То есть, там дисбалансы накопились, и там их много, и все это время работали. "Вертолетные" деньги, как выразился Кусаинов.
"На самом деле, мировые фондовые рынки, они были достаточно, ну, если системно говорить, в нестабильном состоянии. Последние полтора года вопрос был только в том, что их триггернет и как их триггернет. Я, поэтому, не знаю, насколько эта паника может перерасти в что-то большее. Это может быть такой коррекцией. И потом ФРС начнет успокаивать и снижать ставки, и снова раздавать деньги. Это может быть реально большой кризис, а может быть, реально как-то всех успокоит. Потому что, по большому счету, никто же не хочет большого кризиса. Поэтому вполне возможно, что инвесторы, как это говорится, найдут успокоение и поверят в лучшее", - отметил экономист.
Казахстан это не затронет потому, что он давно изолирован от внешних финансовых рынков.
"У нас нет ни портфельных инвестиций, вернее, смешные объемы. То есть отсюда никто не выйдет и сюда никто не зайдет. Вот на валютных рынках тоже у нас спокойно по внутренней валюте, чтобы ее продавать. У нас же дедолларизация даже достигла рекордных размеров. Ну, если предполагать, что кто-то сейчас начнет покупать доллары и выходить, но у нас нет инвесторов таких. В смысле, нужно просто смотреть правде в глаза. Мы от фондовых финансовых рынков давным-давно очень изолированы", - подытожил Айдархан Кусаинов.
Паника происходит из-за так называемой распродажи акций, в том числе и технологических компаний, заявил другой экономист Расул Рысмамбетов.
Даже Уоррен Баффет продал половину, своих акций Аpple-Intel. То есть, абсолютный гуру всех процессоров, производитель большинства, лидер рынка, он тоже показал слабость. Aris показал более слабую прибыль. Поэтому здесь есть, может быть переоцененность рынка.
"И поэтому инвесторы сочли, что рынок переоценен, технологические инвестиции не так быстро окупаются, как им хотелось бы. Отсюда и начали продавать. Кто-то винит в этом повышение ставки в Японии, потому что многие инвесторы занимали дешевые деньги в Японии и инвестировали их в американский технологический рынок. Кто-то винит, в том числе и то, что ФРС опаздывает со снижением ставки. По идее, можно уже снижать. Я думаю, потому что рынок труда в США не очень хороший. То есть, там вместо 180 000, по-моему, ожидали рабочих мест, получилось, 115000 всего. То есть весь этот ряд факторов, он повлиял", - оценил ситуацию Рысмамбетов.
А еще у инвесторов свои планы. Кто-то начал продавать и от этого вряд ли можно быстро оправиться, сказал экономист. Хотя Япония уже выросла на 7-8%. В любом случае, были и продажи и большие убытки. В будущем люди станут осторожничать при вложении в технологии. Именно те, которые были, на их взгляд, переоценены.
"Я склоняюсь к мысли, что это простая коррекция переоцененного рынка. Поэтому на Казахстане это скажется, конечно, но не так явно. У нас нет каких-то крупных технологических компаний, в которые сейчас всем миром инвестируют. Поэтому у нас старая добрая нефть, металлы и так далее. То есть, в наш “огород” эта буря, может быть, если и залетит, то только краешком. Возможно, посмотрим сейчас, как Китай будет реагировать на это. Потому, что китайцы - тоже большие производители процессоров", - отметил Расул Рысмамбетов.
При этом, главный ориентир для Казахстана - курс тенге к доллару. существует большая вероятность того, что в сентябре ФРС снизит ставку, чтобы оживить экономику США. И это укрепит тенге, займы в долларах станут дешевле. И это хороший шанс для Казахстана, продолжил эксперт. Например, с сентября-октября, когда можно будет начать перевооружать экономику на свои и на заемные средства.
Напомним, 5 августа произошла паника на мировых рынках, так называемый "черный понедельник". Акции Nikkei рухнули на 13%, Мосбиржа обновила минимум за год, а Турция просто остановила торги. Уолл-стрит упал, а биткоин опустился ниже 50 тысяч долларов. В первую очередь потери коснулись технологических компаний.