АЛМАТЫ, 20 июн — Sputnik. Почти 90% иностранных туристов прибывают в Казахстан из соседних стран СНГ, и лишь небольшая часть – из дальнего зарубежья.
Касым-Жомарт Токаев провел совещание по развитию туризма
© Пресс-служба президента Казахстана
В начале июня президент Касым-Жомарт Токаев провел совещание по развитию туризма, где подчеркнул, что туристический потенциал страны используется недостаточно.
Эксперты в области туризма считают, что для привлечения иностранных гостей стране необходимо определить какого туриста он ждет, поставить конкретные цели, а не просто создавать туристические объекты.
На что обратил внимание президент
Туризм является катализатором мировой экономики и привлекает значительные инвестиции, отметил Касым-Жомарт Токаев. Вклад туризма в мировой ВВП составляет более 9%, обеспечивая около 10% рабочих мест.
Казахстан имеет потенциал для развития различных видов туризма, от экологического до делового, считает президент. Казахстан может быть весьма привлекателен для туристов из Китая, Индии, стран Восточной Азии, Ближнего Востока. Но несмотря на потенциал, доля туризма в экономике страны снизилась с 3,7% до 3,2% за последние четыре года, что значительно ниже мирового уровня. По мнению президента, в этом большое упущение правительства и акиматов.
Виды города Туркестан
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Президент отметил, что в течение 5 лет Казахстан может удвоить и даже утроить количество туристов. Токаев выделил несколько приоритетов для развития туризма:
повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Казахстан занимает лишь 70 место из 119 стран по уровню развития деловой среды в сфере туризма;
создать прозрачные условия для инвесторов, включая оцифровку Генеральных планов застройки курортных зон и обеспечение доступа к информации о свободных земельных участках;
слабая транспортная инфраструктура мешает развитию туризма. Железнодорожные перевозки нуждаются в обновлении, а автомобильные дороги требуют улучшения;
развивать воздушный транспорт. Увеличение доли лоукостеров на авиамаршрутах поможет привлечь больше туристов из Китая, Индии и стран Восточной Азии;
вкладывать ресурсы государства в приоритетные проекты, которые могут стать визитной карточкой Казахстана на глобальном уровне.
Что нужно для развития туризма в Казахстане - эксперты
Эксперты в сфере туризма сходятся во мнении, что для успешного развития отрасли необходимы четкие цели и понимание целевых рынков. Центральной и региональной политике в туризме нужны "бинокли" для дальновидного планирования и "микроскопы" для детального понимания локальных реалий. Главное – фокусироваться на конечных результатах, а не просто выполнять поручения сверху.
Основатель исследовательской компании Incide Travel Еркин Тикенов и эксперт по проектному управлению Анвар Ахметжанов уверены, что начинать нужно с налаживания турпотоков и понимания потребностей туристов.
Виды Астаны с высоты птичьего полета
© Sputnik / Владислав Воднев
Тикенов выражает обеспокоенность приоритетами государственной политики в туризме. Он считает, что новые поручения президента могут погрязнуть в бюрократии, если не будут четко прописаны KPI и конечные результаты.
"Важно понять, для каких туристов и с каких рынков мы развиваем туризм," – сказал он на подкасте TravelStan.
Анвар Ахметжанов соглашается, что развитие туризма должно начинаться с налаживания турпотоков. Важно понять, почему туристы из определенных стран выбирают Казахстан и что они хотят увидеть. Ахметжанов подчеркивает, что важно не только строить дороги и объекты, но и учитывать предпочтения туристов.
"В начале нужно работать не с предложением, а со спросом, понимая, почему тот или иной гость из определенной страны едет в Казахстан," – сказал он.
Ахметжанов поясняет, что многие туристы знают только Алматы и его окрестности, тогда как в Казахстане есть много красивых и интересных мест, которые остаются популяризованными.
Кайынды
© Sputnik / Камшат Абдирайым
"Какого гостя мы ждем? Туриста, который хочет отдохнуть на пляже, или того, кто хочет узнать новое, содержательное, историю, культуру, ознакомиться с кухней? На совещании по развитию туризма я услышал только "строим дороги, подводим коммуникации к новым объектам, покупаем новые вагоны и давайте работать чтобы у нас был хороший рейтинг". Но для чего, для какого гостя, из какого рынка?" – задается вопросом эксперт.
Ахметжанов подчеркивает, что Казахстану необходимо определить, за каких туристов он будет бороться на международном рынке и с кем будет конкурировать. Для этого нужно определить целевые группы туристов и анализировать их предпочтения. Он считает, что если Казахстан хочет конкурировать за пляжных туристов, которые обычно летят в Турцию, Египет и Эмираты, то необходимо развивать авиацию и открывать новые маршруты.
"Нам нужно понимать нашу аутентичность и уникальность для каждого типа гостя, лучше понимать мотивы туристов и наличие турпродуктов для них," – соглашается Еркин Тикенов.
Экперт уверен, что важно не только тратить деньги на инфраструктуру, но и понимать, для чего эти средства используются и какой результат ожидается.
Директор Limon Travel Алмас Муратулы считает, что в пляжном отдыхе Казахстану сложно конкурировать с известными международными направлениями.
"Способен ли Казахстан с его озерными дестинациями Каспийского моря, Алаколя, Балхаша или Борового конкурировать с мировыми морскими курортными направлениями, такими как Турция и Египет?" – отмечает он.
Алмас Муратулы говорит, что лучше развивать внутренний туризм и рекламировать пляжный отдых среди казахстанцев.
Как эффективно управлять отраслью
Вопросы межотраслевого управления и планирования туризма также требуют внимания. Здесь важно четко определять конечные результаты с конкретными рыночными KPI, а не просто строить дороги. Эксперты на подкасте отметили, что необходимо учитывать риски бюджетного дефицита и конфликтов целей между министерствами.
Конная прогулка к озеру Каинды проходит по живописной горной тропе
© Sputnik / Камшат Абдирайым
При этом нельзя игнорировать риски бюджетного дефицита и конфликтов целей разных министерств при межотраслевой координации в развитии туризма для более динамичных изменений по диверсификации экономики через туризм.
Для успешного развития туризма необходимо отладить систему управления на всех уровнях – от министерств до районных акиматов. Государству стоит лучше управлять ожиданиями туристов и развивать аутентичные турпродукты для внешних рынков. Критику президента следует воспринимать как стимул к действию, а не просто как указание на необходимость тратить больше денег.