АСТАНА, 12 июня - Sputnik. Выступая на пленарном заседании мажилиса парламента РК об итогах аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли, председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов заявил, что крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети КТЖ ("Казахстанские железные дороги") "находится на грани выживания".
"Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в "красной" зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти", - заявил Смаилов.
Тарифы на перевозку грузов частники завышают – порой на 32%, при этом они перевозят наиболее прибыльные товары – нефть и нефтепродукты, констатировал Смаилов.
"Необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков", - указал Смаилов.
И продолжил: при этом три четверти всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости, а убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге.
"Уровень отдельных регулируемых тарифов на экспорт ниже тарифов на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики", - отметил он.
Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ, это противоречит здравому смыслу, заявил Смаилов.
Стратегия фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" не способна предотвратить кризис в КТЖ – необходима оптимизация затрат, подытожил Смаилов.
На развитие железнодорожной отрасли за последние 4 года направлено около 2 трлн тенге, в том числе 332 млрд тенге бюджетных средств, перечислил при этом глава Высшей аудиторской палаты.
Говоря в целом о результатах проведенного аудита на объектах – а их 23 – Смаилов сказал о выявленных финансовых нарушениях на 29 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств на 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге. 5 материалов переданы в правоохранительные органы. 117 материалов направлены для привлечения к административной ответственности.