АЛМАТЫ, 12 июн — Sputnik. В течение трех дней в Алматы ведущие театральные эксперты Александринского театра, СПбГУ и Российского Государственного института сценических искусств Петербургской театральной академии проведут для представителей казахстанских театров интенсивный мастер-класс "Национальная театральная школа".
О том, с чем приехали в Казахстан ведущие театральные эксперты России, чем готовы поделиться с казахстанскими коллегами, какие перспективы сотрудничества вырисовываются впереди, благодаря Международной программе "Национальная театральная школа", в интервью корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал директор Национального драматического театра России (Александринский театр) Сергей Емельянов.
Сергей Витальевич, за долгие годы это первое посещение Казахстана руководлством, сотрудниками всемирно известного Александринского театра. Какова цель визита? С чем вы прибыли?
- Вы знаете, цель одна, чтобы наше театральное пространство и России Казахстана благодаря подобным проектам сближалась.
Чтобы люди имели возможность познакомиться, стать поближе, узнать о тех передовых практиках, которые есть у нас в стране.
Директор Национального драматического театра России (Александринский театр) Сергей Емельянов
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Я уверен, что в течение сессии, которая здесь будет происходить, наши коллеги узнают и о многих новых проектах, которые реализуются. Потому что здесь представлены абсолютно все театры Алматы. И я хочу верить в то, что этот проект – "Национальная театральная школа", позволит командам, которые здесь образуются, создать новые проекты, театральные проекты здесь, на территории Казахстана.
А в нашей практике были прецеденты, когда эти проекты разрастались до других государств. Поэтому я надеюсь, что это будет такой новый импульс для театрального сообщества.
Получается, такое мероприятие проходит в Казахстане впервые? Намерены ли вы и дальше поддерживать сотрудничество с казахстанскими коллегами?
- Да, мы только начинаем сотрудничество. Мы вчера обсуждали на круглом столе с коллегами, с директорами, возможности для будущих каких-то коопераций совместных и, конечно, пришли к тому, что у нас поле не паханное работы, как у нас говорят.
Мы гастроли в Казахстане не проводили еще с советских времен, наверное. И, конечно, такая необходимость тоже есть, назрела. И интерес колоссальный.
Любые полезные знания – бесценны. Но часто за то, чтобы их получить, приходится платить…
- Все бесплатно, все. Этот проект проходит при поддержке фонда президента России, поэтому во всех направлениях все всегда проходит бесплатно. Потом, после окончания учебы, выдают сертификаты. Все выпускники получат дипломы Санкт-Петербургского государственного университета о прохождении этой интенсивной программы.
Какие привилегии будет иметь человек, который окончил эту программу?
- Главная привилегия - это знания. Конечно, в целом это документы, которые мы совместно признаем и Казахстан, и Россия, о повышении квалификации.
Но мы надеемся, что выпускники также еще присмотрятся к другим программам магистратуры. Это уже высшее образование, которые мы реализуем в Санкт-Петербургском университете и в Российском государственном институте сценических искусств в Петербурге по направлению управления в сфере искусства, в СПбГУ по направлению главных режиссеров и художественных руководителей, в Петербургской театральной академии.
Чему еще будут обучать участников программы здесь, в Алматы? Какие знания им будут переданы?
- Мы будем работать и по направлению актерского мастерства.
Это классические актерские тренинги по русской театральной школе, абсолютно общепринятые для нашей театральной школы.
А что касается менеджмента в театре, управления, то это современные передовые практики управления театральными проектами. Почему я об этом говорю сейчас?
Потому что мы очень часто, если не сказать, что всегда, в первую очередь вспоминаем об артистах, о режиссерах, о тех людях, которые занимаются творческими процессами, сценическим пространством. Но в последнюю очередь вспоминаем о том, что всеми этими процессами кто-то должен руководить.
Должны быть и управленцы, театральные продюсеры. Если хотите, которые будут эти процессы координировать. Поэтому вот в основном акцент будет сделан для менеджеров.
На проектном управлении будут, кстати, наши коллеги, которые поступили на программу и разработают пять проектов, способствующих развитию театрального сообщества. Поэтому здесь все современные практики театрального менеджмента.
Когда ожидать гастроли Александринского театра в Казахстане?
- Мы вчера обсуждали, что не хотелось бы это откладывать в долгий ящик, тем более что мы активно сейчас начинаем работать на пространстве СНГ. Уже провели гастроли в Армении. В этом году, в сентябре, проводим дни Александринского театра в Азербайджане - в Баку. Есть наработки с Узбекистаном.
Вот сегодня появились такие контакты с Алматы, с Казахстаном. Поэтому я надеюсь, что в самое ближайшее время. Год-полтора и мы этот проект воплотим в жизнь. Обычно мы начинаем за год готовить гастроли Александринского театра, потому что это не 10, не 15 человек, как прилетело сегодня.
Это 100-120 человек, которые должны прилететь на место проведения гастролей с несколькими спектаклями. Поэтому я надеюсь, что в ближайшее время мы это начнем уже конкретно планировать.
Сергей Витальевич, а можно чуть подробнее. Вы сказали, что некоторые проекты после "Национальной театральной школы" выходят на международный уровень. Что это за проекты?
- Это проекты, связанные с фестивальной работой, с тем, что изначально предполагает объединение разных народов разных государств. В Таджикистане предложили проект, связанный с проведением фестиваля театров СНГ. Сейчас мы работаем над тем, чтобы этот фестиваль попал в программу поддержки содружества и прошел там, в Таджикистане. Таких примеров масса.
Директор Национального драматического театра России (Александринский театр) Сергей Емельянов
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Если посмотреть на территорию России, где этот проект прошел уже в 35 регионах, то там зачастую проекты выходят за границы своей республики или области и уже объединяют либо соседей, либо не только соседей. Поэтому здесь есть и межгосударственные инициативы, которые я вам привел в пример, есть и внутри России, что, само собой разумеется, ведь там все так или иначе связаны.
Изначально "Национальная театральная школа" планировалась как внутрироссийский проект, и уже потом вы вышли на международный уровень. Можно подробнее, как к этому пришли?
- Первый год проект реализовывался только в Российской Федерации. После этого мы откликнулись на инициативу содружества независимых государств.
Нашу совместную инициативу приняли, и мы начали проведение Школы в государствах Содружества. И вот сейчас уже на третий год проекта, практически во всех странах содружества он идет.
И не только в странах Содружества. Сейчас мы вставляем в календарный график проведения школы и Китай, и Египет, и Сербию, и другие государства, которые изъявили желание в этом проекте поучаствовать.
Вы говорили, что вчера уже встречались с представителями наших казахстанских театров и обсуждали определенные планы. Эти планы можно как-то пошире раскрыть? Что обсуждали, о чем говорили?
- Мы говорили о вполне конкретных проектах, которые мы реализуем уже не один год. Например, мы реализуем проект, связанный работой с техническими кадрами в театрах.
Это те люди, которые занимаются декорационным оформлением, работой с светом, со звуком и так далее. Каждый год мы в Александринке недельный интенсив проводим для этого направления театральной жизни.
Даем все посмотреть, пощупать, поработать в контексте работы над спектаклем. Мы договорились о том, что и казахстанские театры тоже примут в этом участие в этом сентябре.
Коллеги приедут на летнюю школу художественно-постановочных частей. Это магистратура. Мы вчера очень подробно об этом говорили. Если какие-то инициативы, возможно, у коллег появились, мы с удовольствием их поддержим. Вещи, связанные и с творческими обменами, мы тоже вчера обсуждали.