АСТАНА, 27 мар — Sputnik. Депутаты мажилиса на пленарном заседании ратифицировали Соглашение между правительствами Казахстана и России о транспортировке российской нефти через территорию республики в Китай.
Как отметил министр энергетики Алмасадам Саткалиев, само соглашение было подписано еще в 2014 году, в начале этого года срок его действия подошел к концу. В связи с этим стороны продлевают соглашение до 2033 года.
За этот 10-летний период Россия планирует поставить в Китай 100 миллионов тонн.
Продление соглашения обеспечит загрузку Павлодарского нефтехимического завода сырьем из нефтепровода Омск – Павлодар, отметил он.
"Какие-либо риски отсутствуют. За период с 2024 года по 2033 год ожидаемая выручка за транзит российской нефти через территорию Казахстана в Китай по обоим участкам составит 1 710 000 000 долларов, а с учетом прибыли от замещения 1 851 000 000 долларов", – рассказал министр Алмасадам Саткалиев.
Он добавил, что с 2014 по 2023 годы общий объем транзита российской нефти в Китай через Казахстан составил 91 миллион тонн.
По словам Саткалиева, ратификация соглашения не повлечет отрицательных социально-экономических и правовых последствий, а также не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.
Депутат Снежана Имашева уточнила у министра энергетики, появятся ли новые рабочие места в связи с увеличением объема транзита.
"Рабочие места создавать не планируется. Это действующие трубопроводы, обсуживаются текущим ремонтным персоналом. Но за счет доходов, которые получает копания "КазМунайГаз", они могут инвестировать в разведку, добычу, за чего и будут создаваться рабочие места", - ответил министр.
Насколько загружен нефтепровод Иртыш - Атасу - Алашанькоу и на сколько еще можно увеличить объемы транзита, уточнил депутат Аскар Садыков.
По его подсчетам, общая пропуская способность трубопровода - 18 миллионов тонн. Из которых 10 миллионов тонн - российская нефть. Казахстанская нефть - лишь 1 миллион тонн.
"Это направление менее привлекательное для казахстанских поставщиков в силу доходности. Кроме того, у китайских потребителей есть определенные требования, связанные с качеством нефти", - ответил министр.
Напомним, в начале текущего года Казахстан и Россия договорились увеличить транзит российской нефти в КНР до 10 миллионов тонн. Согласно документу, подписанному правительствами двух стран, поставки будут осуществляться по существующим и вновь создаваемым нефтепроводам, в том числе по маршруту "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и направлению Атасу - Алашанькоу.