АЛМАТЫ, 19 мар — Sputnik. В Казахстане каждая шестая семья сталкивается с проблемой бесплодия. Многие бездетные семьи прибегают к методу ЭКО, однако, по мнению специалистов, бывают ситуации, когда единственной возможностью для супругов стать биологическими родителями становится суррогатное материнство.
Репродуктологи отмечают, что с каждым годом количество семей, обращающихся к услугам суррогатной матери, увеличивается. Жительница Алматы Гульжан дважды стала суррогатной матерью. По ее словам, на этот шаг ее подтолкнули финансовые трудности и непосильные долги. Корреспондент Sputnik Казахстан разобралась в теме.
"Осталась одна с ребенком"
35-летняя Гульжан уже дважды становилась суррогатной матерью – в 25 и 28 лет. Она признается, что на такой шаг ее подтолкнули тяжелые условия жизни.
О программе суррогатного материнства она узнала от родственников, но тогда не придавала этому особого значения. Женщина рассказывает, что впервые подумала о суррогатном материнстве в 2014 году, когда "осталась одна с ребенком" и испытывала серьезные финансовые затруднения.
"Было много долгов, заработка не хватало ни на что, и я не видела другого выхода", – говорит Гульжан.
По ее словам, в центре суррогатного материнства оформили все документы, провели медицинский осмотр и подготовили ее психологически.
Женщина признается, что относилась к этому как к работе. Единственной ее заботой было родить здорового малыша и передать его родителям.
"Я за этих детей не переживаю, потому что их родители уже состоявшиеся люди, не простые люди ищут суррогатных матерей, – говорит Гульжан. – Я переживала только за одно – родить здорового ребенка, ведь я несла ответственность за этого ребенка во время беременности".
После первого опыта Гульжан смогла покрыть лишь часть долгов, поэтому она решила стать суррогатной матерью во второй раз. В этот раз женщина говорит, что ею двигали не только деньги, но и желание подарить радость и материнское счастье другой женщине.
Сейчас Гульжан подумывает о том, чтобы в третий раз стать суррогатной матерью, если ей возраст позволит.
Почему женщины соглашаются стать суррогатной мамой
Многие женщины вынуждены стать суррогатными матерями из-за нужды, необходимости погасить долги, оплатить лечение ребенка или собрать средства на квартиру. Это отражение тяжелейших социальных условий в обществе, считает известный казахстанский репродуктолог, профессор и научный руководитель группы клиник репродукции человека "Экомед" Салтанат Байкошкарова.
"Чаще всего такой выбор делают женщины с тяжелым социальным условием, только в редких случаях – ради близких родственников", – говорит Салтанат Байкошкарова.
По ее словам, лишь немногие суррогатные матери получают квартиру в качестве вознаграждения.
Салтанат Берденовна Байкошкарова — репродуктолог-эмбриолог, доктор биологических наук, вице-президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, Член Всемирной Ассоциации репродуктивной медицины
© Sputnik / Молдир Бультекова
"Я слышала, что стоимость услуги суррогатной матери около 4,5-5 миллионов тенге, плюс ежемесячное содержание на время беременности – 200-250 тысяч тенге", – говорит она.
Репродуктолог отмечает, что решение стать сурмамой является сложным и ответственным шагом, который необходимо уважать и не осуждать в том, что женщина "сдает матку ради заработка". Байкошкарова напоминает, что не стоит забывать, что бывают случаи, когда женщине удалили матку или вынашивание ребенка может угрожать ее здоровью. В таком случае, только благодаря суррогатной матери она сможет иметь генетических детей и осуждать в этом никого нельзя, считает репродуктолог.
Хочу ребенка
Некоторые упускают время, занимаясь карьерой, поздно выходят замуж или женятся. Есть и те, кто рано создал семью, но приходит к репродуктологам после десятилетий бесплодия.
Репродуктолог Института репродуктивной медицины Аяулым Косетова отмечает, что к услугам суррогатной матери обращаются не только женщины старшего возраста, но и молодые. Иногда это является единственным шансом для пар, мечтающих обнять генетически родного ребенка, но оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
"У меня была молодая пациентка, 27 лет, которая потеряла и ребенка, и матку. Во время родов ей сделали экстренную операцию и удалили матку, потому что не смогли остановить кровотечение. Девушка впала в депрессию и не знала, что делать. Она долго скрывала это от мужа, боясь, что он разведется. О ее ситуации узнала ее подруга и предложила стать суррогатной матерью для их ребенка, тем самым спасла семью от развода. Все закончилось хорошо, пациентка, ее муж и подруга счастливы", – рассказывает Аяулым Косетова.
Это яркий пример того, что в самых трудных моментах жизни есть свет в конце туннеля и как важна поддержка и понимание окружающих, считает Аяулым Косетова.
Кто может стать суррогатной матерью
Аяулым Косетова подчеркивает, что суррогатное материнство сопряжено с риском и ответственностью. Для обеих сторон – будущих родителей и суррогатных матерей – это непростое решение, требующее взвешенного подхода.
Ежегодно в клинику Института репродуктивной медицины в поисках суррогатной матери обращаются 120-130 пар, и от таких матерей рождается 60-70 малышей.
По словам репродуктолога, одного лишь желания недостаточно, кандидаток на суррогатное материнство отбирают по строгим критериям, и не каждая женщина может подойти для этой роли. Им могут стать женщина от 20 до 35 лет, уже рожавшие, с хорошим физическим, психическим и соматическим здоровьем. Суррогатными матерями не могут стать женщины, у которых имеются рубцы на матке после кесарева сечения, у которых была внематочная беременность в анамнезе или миомэктомия.
Она объясняет, что суррогатная мать только вынашивает ребенка и не имеет с ним генетической связи.
Суррогатное материнство тяжелый труд во всех отношениях, начиная с медицинской стороны и заканчивая психологической, говорит основательница центра суррогатного материнства "Болашак" Дамира Бекбергенова. Хотя желающих стать суррогатными матерями достаточно, не все из них проходят через все этапы проверки. При этом с каждым годом количество семей, ищущих суррогатных матерей, только увеличивается.
По данным центра, не всегда богатые семьи прибегают к суррогатному материнству. В большинстве случаев это семьи со средним достатком, а некоторым помогают родители или родственники. Некоторые даже берут кредиты - только чтобы услышать смех своего дитя.
По словам Дамиры Бекбергеновой, большинство женщин, идущих на суррогатное материнство - с высшим или средним специальным образованием. Многие из них работают, но их заработка едва хватает на выживание. Они стремятся сделать жизнь своих детей лучше и заработать на первоначальный взнос для жилья или на погашение долгов, зачастую взятых в микрофинансовых организациях.
Дамира Бекбергенова рассказывает о своем пути к созданию такого центра и о проблемах, с которыми сталкиваются бездетные женщины. Преподавая право в университете, она написала кандидатскую диссертацию по суррогатному материнству и поняла, что в других странах обязанности и права обеих сторон четко прописаны, в то время как в Казахстане это было недостаточно разработано.
"Однако практика показала, что основная проблема заключается не в недостаточной правовой базе, а в том, что многие женщины не могут найти подходящую кандидатуру. Когда врачи ставят им диагноз, они часто остаются один на один с горем, не зная, что делать дальше. Именно поэтому я решила создать базу доноров и суррогатных матерей и оказывать сопровождение подобным программам", – сказала она.
Еще одной проблемой является не принятие общества сурмам и биородителей.
"Легко осуждать суррогатное материнство, когда собственный ребенок лежит под боком", – заключила она.
Медицинский туризм в Казахстане
В Казахстане развивается медицинский туризм, для проведения процедур ЭКО в страну приезжают пациенты из около 40 стран мира, в том числе из Европы, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана и Израиля, говорит репродуктолог Аяулым Косетова.
По ее словам, эффективность проведения ЭКО в Казахстане составляет 55-60%, что не сильно уступает таким развитым странам, как Южная Корея.
Косетова подчеркивает, что в Казахстане закон четко определяет права и обязанности супругов и суррогатной матери, и заключается договор, который обеспечивает защиту всех сторон. Миссия суррогатной матери заканчивается после родов, и ребенку дают фамилию биологических родителей, и они забирают малыша сразу из роддома.
Развитие медицинского туризма также способствует росту интереса к суррогатному материнству в Казахстане, привлекая пациентов из различных стран мира. По ее словам, в клинику обратились супружеская пара из Германии, которые прилетели с суррогатной матерью на последнем месяце беременности и улетели с ребенком после рождения.
Салтанат Байкошкарова подтверждает, что каждая страна имеет свой закон и подход к вопросу суррогатного материнства. В некоторых странах Европы суррогатное материнство запрещено, в других – разрешено. Арабские страны также запрещают этот метод, как и в Китае, Японии и Узбекистане.
Байкошкарова отмечает, что с прошлого года в Россию не пускают иностранцев для суррогатного материнства. Это решение было принято после случаев, когда однополые пары из-за границы заключали фиктивные браки с российскими женщинами, чтобы воспользоваться услугами суррогатных матерей. В течение трех лет этот вопрос обсуждался, и в итоге для иностранцев программа была приостановлена.
В то же время в Казахстане суррогатное материнство доступно как для иностранцев, так и для граждан страны.
"Но в нашей стране этот метод проводится в комиссионном порядке только тем, кто в действительно нуждается – тем, у кого медицинские показания – нет матки или женщина не может самостоятельно вынашивать ребенка", – пояснила она.
Салтанат Байкошкарова подчеркивает, что договор между супругами и суррогатными матерями заключаются в присутствии юристов, и медицинский персонал не вмешиваются в этот процесс. В Алматы и Астане есть специальные нотариусы, которые занимаются этим вопросов, или центры суррогатного материнства, которые также принимают на себя эту ответственность.