АСТАНА, 15 мар — Sputnik. В нескольких регионах Казахстана начнут строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) для производства компримированного природного газа (КПГ).
Компримированный газ - сжатый природный газ, который используется в качестве моторного топлива. При этом полностью исключается сажа в выхлопных газах автомобилей, которая характерна для жидкого нефтяного топлива. Также снижаются выбросы угарного газа на 90-97%, углекислого газа – на 25%, оксида азота – на 35-60%.
Помимо экологического эффекта, главное преимущество КГ – низкая себестоимость транспортных расходов. Цена на компримированный газ в 1,5-2 раза ниже стоимости традиционных видов топлива – бензина и дизеля.
Но несмотря на очевидные плюсы, доля природного газа в общем потреблении топлива в Казахстане составляет менее 1%. Причина – не развитая инфраструктура для данного вида топлива.
Почему сложилась такая ситуация на рынке Казахстана, как власти планируют изменить ее и какова перспектива компримированного природного газа читайте в материале Sputnik Казахстан.
Почему природный газ непопулярен на внутреннем рынке: мнение эксперта
Сжиженный газ получил распространение, потому что Казахстан перерабатывает достаточно большое количество нефти, и 4-5% от объемов переработки нефти приходится на сжиженный газ, пояснил член Общественного совета министерства энергетики Олжас Байдильдинов.
“Он не требует технологически сложных инструментов по переделке автомобиля, по газобаллонному оборудованию, довольно простой механизм, поэтому он прижился в Казахстане. Компримированный - это сжатый газ, требуется больше времени для заправки, так как под давлением он закачивается. Баллоны также под высоким давлением, и естественно, он более пожаро- и взрывоопасен, чем сжиженный газ”, - отметил эксперт.
Тем не менее, стоит развивать КПГ как вид топлива, считает он.
“В Узбекистане 90% ездят на метан газе, у них нет бензина и нефти в больших количествах. И они сделали ставку на развитие транспорта именно на этом виде топлива. Общественный, грузовой транспорт, транзитный транспорт на компримированном газе хорошо развивается. Он дешевле, чем дизельное топливо”, - продолжил Байдильдинов.
Природный газ также широко применяется и в Китае.
“Большегрузы из Китая ездят именно на этом газе, вот почему актуализирован вопрос строительства заправок вдоль трассы “Западная Европа - Западный Китай”. Он востребован для китайского транспорта. И пока у нас нет газовых заправок и такого рода инфраструктуры, мы определенную часть доходов теряем”, - заявил эксперт.
По его словам, сжиженный газ – продукт переработки нефти/газа, и состоит из пропан-бутановой смеси. А компримированный газ – это сжатый метан.
“Они разные по составу, и соответственно имеют разные свойства. В заправках метаном нужен природный газ, как ресурс. Поскольку с 2020 годов у нас дефицит природного газа, то его использование как топлива затруднено”, - добавил Байдильдинов.
Вопрос развития компримированного газа заключается в наличии ресурса, утверждает спикер.
“Большая часть промышленных предприятий нуждаются в природном газе как в энергоресурсе. Есть также планы по газификации, до сих пор пригороды Астаны не газифицированы. Раз есть дефицит, мы не можем использовать его не по назначению”, - констатировал он.
Для решения возникшей ситуации нужно либерализовать рынок газа, считает эксперт.
“Должна быть межтопливная конкуренция и тогда автовладельцы, автопарки, поняв реальную стоимость топлива будут принимать свои решения. Я думаю, что у бизнеса и коммерческих структур будет свой интерес к КГ, но для этого нужен ресурс. И природный газ не должен быть монопольным, как у QazaqGaz”, - отметил Байдильдинов.
Либерализация, позволит свободно торговать объемом газа на бирже и тогда эта сфера будет развиваться, подчеркнул он.
“Подчеркну, потенциал есть. Компримированный газ может заменить дизельное топливо. И также можно решить вопрос дефицита дизельного топлива”, - заключил спикер.
Как профильное ведомство будет развивать компримированный газ
В 2018 году правительство Казахстана уже бралось за расширение применения газомоторного топлива, того же компримированного природного газа.
Власти планировали увеличить количество общественного транспорта на КПГ до 12 000 единиц, также намеревались построить 100 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Однако намеченных целей не удалось достичь.
По словам руководителя управления добычи, транспортировки и переработки газа министерства энергетики Даулета Ештай, одной из причин задержки реализации плана стало непонимание местных исполнительных органов важности КПГ.
“Акиматы до сих не выделяют земельные участки под строительство АГНКС. Практически уходит год на оформление документов под участок. Из-за долгих сроков бизнес малозаинтересован в строительстве заправочных станций”, - пояснил Ештай.
Помимо этого, пандемия также не благоприятствовала популяризации природного газа.
“Компримированный газ предназначен для автобусов, общественного транспорта. В 2020 году началась пандемия, автобусы не ходили, соответственно возник вопрос зачем строить АГНКС. Бизнесу это было не выгодно, так как их затраты не окупились бы”, - отметил глава управления.
Хотя компримированный газ во внутреннем рынке очень рентабельный, утверждает представитель Минэнерго.
“В сравнении со сжиженным газом, который продается в убыток, КПГ приносит хорошую прибыль. Если учесть, что компримированный газ будут продавать для большегрузов из Китая, то бизнес будет только расти”, - добавил Ештай.
Минэнерго должно обеспечивать газонаполнительные станции сырьем, то есть газом, сообщил спикер.
“Несмотря на дефицит газа на внутреннем рынке, в балансе газа в Казахстане до 2030 года мы выделили 500 млн кубометров газа для компримированного газа. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить все автомобили на КПГ топливом”, - дополнил Ештай.
К концу 2025 года вдоль трассы “Западная Европа – Западный Китай” должны появиться 5 АГНКС, отметил он. Такие заправочные станции появятся на дорогах "Бейнеу-Уральск" и "Астана-Алматы".
Как компримированный газ повлияет на экономику - эксперт
Сотрудник Каспийского Института Стратегических Исследований (КИСИ) Александр Караваев назвал решение Кабмина расширять применение природного газа грамотным.
“Учитывая, что газомоторное топливо более экологичное, и дешевле, соответствует стандартам Евро-5/6 в чистом виде, без необходимости дополнительных компонентов, как в случае с нефтяным бензином”, - отметил он.
Если перевести на КПГ грузовой и общественный транспорт, то снимается нагрузка на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), продолжил эксперт.
“Строить новые и модернизировать прежние НПЗ это достаточно дорогие инвестиции и более сложные в технологическом плане объекты, чем установки КПГ. Он может быть эффективным для внедрения в такси, спецтранспорте, в грузоперевозках, общественном транспорте, там где большой пробег и эксплуатация”, - пояснил Караваев.
Он согласен, что нужно развивать сеть сервиса для установки в транспорт и сами заправки баллонов.
“Плюс, такая экономическая стратегия выгодно может подана как вклад Казахстана в глобальные задачи COP 29. А газовые поставки из России смогут балансировать ресурсы и стоимость топлива”, - резюмировал он.
Отметим, в конце 2023 года в Казахстане планировали ввести ограничение на установку газобаллонного оборудования (ГБО) на авто. В Минэнерго пояснили, что из-за внутреннего дефицита цена на сжиженный газ будет расти. Помимо этого не исключается опасность взрывов. В этой части возникает вопрос, если газомоторное топливо взрывоопасно, почему тогда стремятся развивать КПГ?
“Есть автомобили, которые рассчитаны на заправку компримированным газом. То есть с завода-изготовителя транспорт производят с расчетом на компримированный газ. А в Казахстане машины кустарно переводят на сжиженный газ. Без соблюдения правил безопасности, без технического осмотра. Много автомобилей переводят на ГБО без каких-либо документов, потому что нет контроля в этой сфере”, - пояснил Олжас Байдильдинов.
По его мнению, из-за этого и высок риск взрывов машин с ГБО. А есть авто, которые расчитаны на компримированный газ. И в этой части у нас может быть изменения на рынке автомобилей, в связи с увеличением машин на компримированным газе.