АСТАНА, 10 мар - Sputnik. Головные уборы казахских женщин, пройдя через столетия, стали олицетворением благородства, мудрости и чистоты помыслов.
В Карагандинском областном историко-краеведческом музее открылась художественно-этнографическая выставка "Кимешек – как великий символ материнства", рассказали в акимате регионе.
История казахского женского головного убора на выставке в Караганде
Этот убор женщины надевали только после рождения ребёнка, подчеркивали и свой социальный статус, и возраст.
Карагандинский краеведческий музей с удовольствием иллюстрирует выставку кимешеков историческими фото
История появления кимешека относится к X–ХI векам. Со временем головной убор приобрёл сакральный смысл.
"На выставке представлены кимешеки из фондов музея, которые были собраны начиная с 30-х годов прошлого века", - рассказала представительница Карагандинского историко-краеведческого музея Зауреш Тебаева.
Старейшие из экспонатов, представленных на выставке, датируются концом XIX века.
"Их нам подарила жительница нашего региона, они принадлежали её бабушке из рода Тобыкты Семипалатинской губернии. Эти кимешеки для молодой женщины", - поделилась Тебаева.
Женщина, подчеркнула она, надевала кимешек после рождения первого ребенка.
На выставке юные карагандинки показали современное прочтение традиционных казахских костюмов
Между тем до рождения детей она носила свой свадебный головной убор – саукеле.
"Все кимешеки были белого цвета. Даже будучи в трауре, казашки всегда носили белые головные уборы. Белый цвет – сакральный, это цвет материнского молока, чистоты", - добавила сотрудница музея.
Архивное фото женщин в традиционных национальных головных уборах
"Кимешеки были предназначены и для того, чтобы оберегать волосы, прикрывать шею и плечи, но лицо у женщин всегда было открыто", – рассказала Зауреш Тебаева.
Головные уборы делились по возрастным категориям. Когда женщина становилась уже более взрослой, почтенной, все украшения убирались с кимешека, он был просто белого цвета и его могли украсить лишь машинной строчкой.
История казахского женского головного убора на выставке в Караганде
Также неукрашенный кимешек мог свидетельствовать о том, что женщина потеряла своего мужа. Вдовы вообще не носили на головных уборах никаких украшений. Могли вывернуть кимешек и надеть его наизнанку, чтобы не было видно ярких орнаментов и украшений. Когда у женщины уже были внуки и правнуки, на кимешек надевались тюрбаны. Чем выше тюрбан, тем выше положение женщины, её авторитет, статус.
История казахского женского головного убора на выставке в Караганде
Все представленные на выставке кимешеки типичны для Центрального Казахстана. Они шились из нескольких отрезов белой ткани, расшивалась передняя часть, сзади головной убор иногда доходил до пола.
"Большинство представленных кимешеков собраны в ходе этнографических исследований", – говорит Зауреш Тебаева.
По ее словам, учёные различают 16 видов головных уборов женщин Средней Азии.
Художественно-этнографическая выставка "Кимешек – как великий символ материнства" продлится до 14 марта.