Так ли это на самом деле – проверить сложно, но то, что еще на заре своего существования человечество стало задумываться о наказании после смерти за плохие поступки, несомненно. Даже убежденные атеисты хоть раз в жизни задумываются, о том, что ждет их после смерти. Особенно в том случае, если грехов наберется не на один лист А4.
Вопросом существования загробного мира, как и тем, что он из себя представляет на протяжении все нашей истории, задавались многие философы и богословы. Разные народы и религии в различные временя называли это место по-своему – Дуат, Муримурия, Ностронд, Нарака, Диюй и так далее. Объединяет их лишь одно: в них всех наказывают грешников. Исследовать этот вопрос взялась Наталья Овчинникова, корреспондент АПН.
Никаких мучений, только тоска и скука
В древности ад таким, как мы его ныне представляем, еще не придумали, но это не значит, что наказания для непутевых душ не существовало. Например, древние египтяне называли загробный мир Дуат. Чтобы попасть в него, душа должна была пройти через врата, охраняемые полуживотными-полулюдьми. После суда, как водится, хорошие граждане отправлялись в благой мир.
А вот если человек совершал что-то страшное, то его душу съедало чудовище с телом гиппопотама и пастью крокодила. Раз – и съели, и никаких вечных мучений. Кстати, и в первоначальной версии ада у греков истязания тоже отсутствовали. Преисподняя у них была местом не наказания, а упокоения всех мертвых и называлась Аид или Гадес.
До эллинистической эпохи греческий ад не подразумевал мук. Исключением были только особо провинившиеся, например, царь Тантал, обреченный на вечные страдания. Остальные просто влачили безрадостное существование без света и развлечений. Например, Ахилл, вызванный из Аида Одиссеем, жаловался на загробную жизнь не из-за мук, а из-за тоски и скуки.
Еще не полноценный ад, но наказание за грехи уже есть
Более сложная картина загробного мира была у викингов. У скандинавов герои, погибшие в бою, получали "билет" до Валгаллы с крылатыми валькириями и бесконечными пирами в залах Одина. Те же, кому "повезло" дожить до старости, отправлялись в унылый и невзрачный мир – Хельхейм. Во многих трактовках это место называют адом, но это не так.
Попадание в Хель не было наказанием за неправильную жизнь: если вы вели себя аморально, вы попадали в Ностронд. Это и есть ад для викингов и выглядел он как гигантский дом. Стены и потолок его оплетены змеями и отовсюду сочиться смертельный яд.
Как писал главный сказитель скандинавской мифологии Снорри Стурлусон, по периметру главного зала буквально текла река из яда.
Яд и испарения от реки разъедали души грешников. Но венцом наказания был Нидхёгг – гигантский змей-дракон. Несмотря на то, что он был практически слепой, змей без труда вычислял нечестивцев благодаря своему прекрасному обонянию. Нидхёгг пожирал души грешников и тем самым приносил избавление от мук.
То есть у скандинавов наказание не было бесконечным. Более того, согласно древним сказаниям, грешники сами шли в ад, чтобы пройти обряд очищения. Если они не выдерживали мук, то могли спокойно покинуть змеиный зал в любой момент, двери были открыты, но тогда, чтобы попасть сюда вновь, им снова пришлось бы выстаивать длинную очередь и снова травиться ядом.
Ад для плохих воинов и холостяков
А вот в Муримурию очередей не было, хотя река была, но уже обычная, водяная. Муримурия – это ад народа островов Фиджи. И вот у них страдания начинались уже прямо на переправе. Так, если вы не женатый или разведенный мужчина, то ваш путь оканчивался прямо здесь. Местный паромщик Нанга-Нанга жутко ненавидит холостяков и с удовольствием давит их об острые камни берега.
Если же вы счастливый семьянин, то вас с супругой перевезут на другой берег. Да, жена должна быть рядом с вами, так как, по традиции народа Фиджи, в случае смерти мужа супруга обязана завершить земной путь вместе с ним. Хочет она этого или нет, ее никто не спрашивал, так как в противном случае ее благоверного раздавят.
На другом берегу вас ждет суд, причем в качестве арбитра выступает верховный бог Фиджи Дегей. Если вы жили достойно, то есть убили много врагов и многих женщин взяли в жены, то Дегей предложит вам отправится на лодке в рай, где вы будете жить с женой в свое удовольствие. Ежели вы не убивали врагов и имели мало жен, то вас утопят в морской пучине.
На дне выслушают ваши прегрешения и определят наказания. Если вы плохой воин, то вам выдадут дубинку и до скончания веков вы будете месить ею фекалии. А если вы мужчина, который никогда не носил серьги, то вам на голову наденут бревно. Имелись свои наказания и для женщин. Если у нее не было татуировок, то демон разрезал тело женщины острыми раковинами и превращал ее в хлеб для богов.
Исправительная колония подземного мира
Если вы думаете, что это жестокие наказания, то ошибаетесь. В Древней Персии к мучениям грешников подходили более творчески. В то время там был распространен зороастризм, религия, которая в первые века новой эры стала полноценным конкурентом христианства и чуть не задушила его в зародыше.
Жизнь после смерти зороастрийцы понимали по-своему. В путешествии в загробный мир, первой остановкой был мост Чинвад, ведущий в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становился широким, а перед грешниками обращался в тонкое лезвие. В конце моста души ожидал суд. Добропорядочных граждан определяли в рай, а грешников сталкивали в бездну.
Для каждого греха было свое наказание. Например, торговцы, которые обвешивали и обсчитывали покупателей, весь век должны были питаться землей с золой. Были и экзотические грехи. Если человек ходил босым, то в аду его съедали змеи. А все потому, что зороастрийцы верили в нечистых животных и в то, что, если голой ногой задеть кого-то из них, это нанесет вред бессмертной душе.
Зороастризм наказывал и глав государств, особенно тех, кто был жесток к подданным. Таких государей пытали 50 специально обученных демонов. Доставалось и женщинам. Например, если вы при жизни ругались с мужем, вас подвешивали за язык, а питаться вы должны были нечистотами.
Единственное, что делает зороастрийский ад не самым суровым: из него можно выбраться. После тысяч лет страданий даже самый страшный грешник присоединиться к праведникам в раю.
Хочешь перевоплотиться? Ложись под раскаленный молот
И в буддизме, и в индуизме, и в других религиях индийского региона встречается один и тот же образ ада. Индийский ад – Нарака, или Нарак очень напоминает то, то описал Данте в "Божественной комедии". Преисподняя делится на множество уровней, где души грешников попадают в разные условия содержания.
В индийском аду 16 этажей. На каких-то уровнях злодеев запирают в котлах и печах. На других режут горящими пилами и давят огромными раскаленными металлическими молотами. А где-то оставляют без одежды в лютый мороз, который разрывает кожу.
Все эти наказания прекрасно согласуются с концепцией перерождения, так как местный ад — это, по сути, чистилище, в котором души должны отбыть определенный срок, после чего они могут продолжить путь перерождения. Однако, по утверждениям буддистских монахов, иступлять грехи придется очень долго – даже дольше, чем триллион лет.
Образ ада как проекция общественных традиций
Китайцы объединили буддизм с даосизмом и придумали самый немыслимый ад из всех возможных - Диюй. Он представляет из себя 10-ти уровневую систему. На первом проводят суд. Душу подводят к зеркалу, в котором отражаются ее грехи. Если человек чист, то он отправляется на 10-ый круг и уходит на реинкарнацию. В ином случае ему придется посетить один из оставшихся 8 уровней.
Китайская культура сильно отличается от европейской, поэтому и грехи там свои, особенные. Например, третий круг наполнен теми, кто сомневался в заботе императора о своих подданных. Компанию им составляют плохие чиновники и жены, изменившие мужьям. Таких грешников подвешивают на веревках над морем, выкалывают им глаза и вырывают сердце и печень.
На пятом кругу находятся неблагодарные дети, которые не исполнили последнюю волю родителей, а также плохие супруги. За эти прегрешения они должны пройти по лестнице из ножей под упреки родни. Затем их топят в море и вырывают сердца. Цикл наказания повторяется снова и снова до тех пор, пока душа не отстрадает свои грехи.
Самое примечательное, что китайский ад – не просто место для мучения душ, а целая страна, только под землей. Есть у нее и столица – гигантский город Юду, в котором живут и отдыхают работяги-демоны. Также здесь размещаются административные органы, ведь для того, чтобы ад работал, как часы, необходима развитая бюрократия с начальниками отделов на каждом уровне.
Одно из главных зданий в городе демонов – корпус официальных отчетов. Здесь решается сколько тому или иному грешнику мучаться. Над административным аппаратом возвышается фигура царя Яньлован, он же Яма или Ямараджа, который выполняет роль древнегреческого Аида, и распоряжается адом как своей вотчиной.
Китайцы как носители крайне развитой государственной культуры даже ад превратили в настоящую бюрократическую машину. Наказание грешников поставлено на промышленный поток, а демоны не просто безликие сущности, которых создало инфернальное зло ради исполнения грязных поручений, а уважаемые специалисты и профильные эксперты.
Предтеча Ада и Джаханнам
Для того чтобы понять суть ада в христианстве, надо обратиться к его корням, то есть к иудаизму. Однако книги еврейских мудрецов дают мало конкретных пояснений про загробную жизнь. Ни ад, ни рай там четко не прописаны, и это приводит к разночтению и множеству трактовок.
Древние евреи были уверены, что души после смерти попадают в Шеол - обитель мертвых. В ней никого не награждают и не наказывают, души просто томятся, как старые вещи в нише. Единственное в чем ущемлены обитатели подземного царства – это в общении с Богом. Но к периоду второго храма место Шеола занимает Геном.
Геном, или Геенна было реальным местом поклонения богу Молоху, и находилось западнее Иерусалима. Жрецы этой веры практиковали огненные ритуалы и жертвоприношения. Иудеи в ужасе описывали, как язычники сжигали детей в огне ради милости своего бога. С тех пор огонь начал ассоциироваться с чем-то адским и демоническим.
Геном также можно назвать базой для основных религий. Из него потом образуются христианский Ад и мусульманский Джаханнам. Но Геном это все же, так скажем, очищающий карантин для праведных душ, которые ждут отправки на небеса. А души грешников не будут мучаться или как-то очищаться, их просто уничтожат. Вместо вечных страданий иудаизм предпочитал избавляться от злодеев безвозвратно.
Самое страшное наказание выглядит именно так потому, что души достойных и порядочных людей после смерти возвращаются обратно на землю. То есть, в иудаизме есть прямое указание на реинкарнацию душ. Можно возродиться в новом теле, если у всевышнего еще есть на вас планы, а у вас, соответственно, миссия, которую надо выполнить.
Кто придумал сковородки и котлы
Как выглядит христианский Ад мы все знаем – бесы с вилами и котлы с кипящей смолой, в которых варят еретиков. Однако, как утверждает британский священник и писатель Питер Лоуз, большинство этих представлений об аде созданы в средние века.
"Божественная комедия" Данте Алигьери и "Потерянный рай" Джона Мильтона рассказали, как выглядит ад, а художники дорисовали. Иероним Босх и Микеланджело создали яркие образы, которые отпечатались в сознании всего христианского мира и многие представляют себе Ад именно так.
Кстати, есть версия, что "Божественная комедия" это плагиат. Непосредственное влияние на создание поэмы, на ее сюжет и структуру оказала история ночного путешествия и вознесения пророка Мухаммада. Рассказ об этом событии через испанских мавров попал к европейцам и был переведен на латынь.
Вообще жанр путешествия в ад был невероятно популярен по всему средневековому миру. Похожие тексты писались в Греции, Персии и даже на Руси. "Хождение Богородицы по мукам" - довольно популярный в славянской письменности апокриф. Он является переделкой греческого "Откровения Пресвятой Богородицы", и наиболее популярен был у старообрядцев.
По сюжету, Пресвятой Деве явился архангел Михаил. Она попросила его показать, как страдают грешники в аду, и ангел исполнил просьбу. Ад в трактовке православной Руси 12 века — это не слоеный пирог, как у Данте, а большая страна с разными условиями существования в разных ее уголках.
На юге страдают язычники, которые молились старым славянским богам. Рядом протекает огненная река, где наказывают тех, кого прокляли родители. Компанию им составляют каннибалы и клятвопреступники. Неподалеку за ноги вешают ростовщиков, а за зубы, тех кто любил посплетничать.
На севере Богородица увидела раскаленные скамьи, на которых жарились грешники, которые при жизни ленились вставать по воскресеньям. А рядом на огненных столпах стояли те, кто ленился встать пред священником. Тут же за руки и за ноги вешали продавцов церковных ценностей.
Пораженная мучениями, Пресвятая Дева обратилась ко Господу с мольбой об облегчении участи грешников. Ее мольбу поддержали пороки и апостолы, и Иисус по молитвам Матери дал облегчение нечестивцам. На время от Великого четверга до Троицына дня мучения грешников прекращаются. То есть, с мая по июнь даже в аду идут каникулы.
Современное суждение православной церкви
Как отметил иерей Георгий Рублинский (Казанский собор в Алматы), со временем представление об аде сильно трансформировалось.
"Канонического учения об аде в православной церкви не существует, как это ни парадоксально. Мы знаем, что это место мучения, но что именно ждет человека не знаем. Как толкуют святые отцы, никаких сковородок, подвешивания за языки, огня и прочих страстей, конечно же, там нет. Это все образы.
Очень важный тезис: ад – это не место, ад – это состояние. Человечество заражено, в каждом из нас есть комок страстей, который толкает на те или иные грехи. И человек призван мобилизовать свои внутренние силы на борьбу с ним. Нового ничего не придумано, они всегда существовали и гнев, и ярость, и злость и многое другое.
Кстати, во многом ад для некоторых людей начинается уже на земле, когда человек не может взглянуть на небо, увидеть смысл жизни и терзает себя. Беспросветность - страшная вещь. А там в аду оно еще будет усугублено тысячекратно.
Допустим, я завидую, и от этой зависти просто порой зеленею. Тому человеку то ничего, а меня это состояние выводит из равновесия. Это неправильное состояние, когда мы невольники своих страстей. Или вот, человеку стыдно, и он мучается от этого чувства.
Так вот в загробной жизни все эти страсти будут человека тысячекратно мучить. Христос, Бог – источник света и чистоты и мы, будучи нечистыми, недостаточно подготовившись из жизни временной в жизнь вечную, мы просто не сможем находиться в этом сиянии, в этом огне Божества", - пояснил священнослужитель.
Кипяток, гной и плоды адского дерева Заккум
Джаханнам – так называется ад в исламе, в противовес Джаннату – раю. Мусульмане имеют представление об аде как о месте пребывания неверующих и грешников из числа тех, которых не простил Аллах. Источники информации о Джаханнаме черпаются из Корана и слов пророка Мухаммада.
В аду имеются стражи – 19 суровых ангелов, а главный владыка ада – могучий ангел Малик. Нахождение в Джаханнам тех, кого не простил Аллах – вечное. Соответственно, и уготованные грешникам мучения тоже бесконечны. Главные из них связаны естественно с огнем, жар которого гораздо сильнее земного.
По Корану, все грешники окованы цепями, их одежды покрыты смолой, а лица пылают огнем, который проникает внутрь при каждом вдохе. Кожа и мясо нечестивцев от жара слезают с костей, но человек тут же обрастает новой оболочкой, чтобы вновь испытать мучения.
Пьют грешники только кипяток, который обжигает их внутренности или гнойную воду, а едят плоды адского дерева Заккум, от чего тут же и умирают. Но опять-таки возрождаются, чтобы вновь и вновь испытывать страдания и боль.
В священных текстах Корана имеется много упоминаний об аде, например: "Поистине, того, кто не уверовал и беззаконие творит, не помилует Аллах, и не наставит их на путь, кроме пути Геенны, где оставаться им навечно".
Наказание адом грешников-мусульман, которых простит Всевышний, не бесконечно. Спустя какое-то время, о котором знает лишь сам Аллах, они могут быть освобождены от мук, и, как и праведники смогут войти в рай. В который, кстати, могут попасть и неверные, если они уверуют во все, что ценно для мусульман и искупят свою вину.
Не минует чаша сия и атеистов
Развитие технологий, социальных теорий и науки привели к ослаблению позиций религии. Окружающую действительность перестали объяснять только при помощи Бога. Но если его нет, то и посмертного воздаяния в виде ада не должно быть. Получается, что преисподняя должна была самоликвидироваться.
Однако принцип справедливости никто не отменял. Многие атеисты совсем не против того, чтобы злодеи и мошенники понесли заслуженное наказание, если с этим не справляется обычный суд. Ад – это очень привлекательный и, как мы ранее писали, полезный концепт, вне зависимости от того верит человек в Бога или нет.
Одним из значимых философов XX века считается француз Жан Поль Сартр. Он был марксистом и, главное, воинствующим атеистом. Его направление философии так и называется – атеистический экзистенциализм. Так вот, согласно его теории,
после смерти плохие люди должны оказаться в таком месте, где смогут осознать, что все, что они делали, было отвратительным.
Получается, что адом для атеиста может послужить любое место, где его физически (души ведь нет) смогут наказать. Например, отель, как в пьесе самого Сартра - "За закрытыми дверями". В ней он подробно, на примере трех персонажей, описал, какой может быть загробная жизнь и наказание для неверующих.
Когда его герои попадают в отель, который для них позиционируется как ад, то радуются. Никаких бесов, сатаны с плеткой и кипящих котлов со смолой. Единственное, что делает это место похожим на преисподнюю, это духота.
Поначалу герои чувствуют облегчение, но потом, узнав друг друга лучше, они понимают, кто их окружает. Никто не хочет говорить как есть, все друг другу нагло лгут в лицо. И в этом вранье им предстоит провести вместе целую вечность, в одном номере посреди бесконечности.
Другим примером ада для атеистов может послужить известный фильм "День сурка". Главный герой ленты тоже поначалу забавляется и радуется своему пребыванию в этой действительности, но постепенно его накрывает безысходность. Невозможность изменить что-либо вокруг себя начинает отравлять ему жизнь.
Избавление приходит лишь тогда, когда он понимает, что менять надо не мир, а себя. То есть исправиться и стать лучше. И в данном случае его ад – место временное, но дающее возможность преодолеть испытания, перестрадать и выйти очищенным.
Получается, каким бы ни был ад, он действительно нужен людям, как место очищения и неотвратимой расплаты за аморальные поступки. Мы регулярно наблюдаем, как воры, насильники и убийцы уходят от наказания и хотим для них справедливости.
Можно легко разочароваться в жизни, если знать, что злодеям ничего за их деяния не будет. И поэтому ад закрепился в нашей голове как неизбежное наказание, которое последует за плохие поступки. Это может быть кармой, бумерангом, или просто чувством стыда. А стыд, как было сказано выше, увеличенный тысячекратно, это страшные муки, потяжелее адского пламени.