АЛМАТЫ, 16 фев — Sputnik. Казахстанские эксперты поделились своими мнениями о "Национальном плане развития Казахстана до 2029 года", который разработало Агентство по стратегическому развитию и реформам (АСПиР). Они также объяснили, зачем нужны национальные планы действий государству, бизнес-сообществу, населению и каким они должны быть.
Отсутствуют индикаторы благосостояния
Экономист Айдархан Кусаинов считает, что "Национальный план развития Казахстана до 2029 года" выглядит скорее как описание стремлений и намерений, чем план действий.
Согласно документу, результатами реализации Нацплана должны стать удвоение ВВП (до $450 млрд к 2029 году) и среднегодовой темп роста экономики на уровне 6–7%. Кроме того, увеличение ВВП на душу населения в 1,4 раза и медианной заработной платы в 1,9 раза в реальном выражении.
Экономист считает, что сегодня одной из важнейших задач для страны является повышение благосостояния населения и улучшение качества здравоохранения. Он подчеркивает, что при этом в Нацплане отсутствуют индикаторы, связанные с благосостоянием населения. Например, такие как "доходы населения и темпы их роста", "уровень неравенства по доходам", "доля оплаты труда в ВВП", "медианный доход населения", относящиеся к благосостоянию населения. Вместо этого в документе указана "медианная зарплата", которая, по мнению Кусаинова, не может быть параметром, учитывая молодеющую демографию Казахстана.
Нацплан изобилует мировыми рейтингами, отмечает Айдархан Кусаинов, тогда как целью должно быть улучшение качества жизни, а место в рейтинге – результатом работы.
"Поэтому целями должны быть параметры доступности или качества здравоохранения, образования, уровень справедливости и равномерности распределения доходов, роста доходов населения, отдельных отраслей. Дальше в плане должны быть расписаны конкретные действия: что будет сделано в следующие пять лет", – поясняет Айдархан Кусаинов в интервью Sputnik Казахстан.
Экономист продолжает, что приоритеты в отношении темпов экономического роста также не обоснованы определенными мерами.
"Сказано, что такие темпы роста ожидаются, если у нас будут инвестиции, но как их достичь, что для этого нужно сделать, какие меры будут приняты – этого в документе нет", – говорит Айдархан Кусаинов.
Нужен ли государству Нацплан развития
Экономист Айдархан Кусаинов считает, что национальный план развития как план действий нужен не только чиновникам, но и в том числе бизнес-сообществу.
"Исходя из этого плана, иностранные и отечественные инвесторы, весь бизнес планируют свои действия. Бизнесу очень важно понять, куда движется государство и что оно хочет делать: насколько стабильным будет налоговый режим, собирается ли государство пересматривать налоги, и если да, то в какую сторону. Например, в прошлом году все ждали повышения НДС, а сейчас заявили, что повышения не будет, и если через год новое правительство уйдет, что делать бизнесу в такой ситуации?" – объясняет экономист.
По его словам, национальный план задает приоритеты развития страны, понимание того, какой будет политика в разных областях.
Он отмечает, что правительство может уйти в отставку или изменить существующую политику, но предполагается, что главные идеи и приоритеты экономического развития государства останутся неизменными. Технология исполнения может отличаться, но в течение следующих пяти лет, какое бы правительство ни пришло, должно делать, что приписано в Нацплане.
Взгляд политолога на планирование в Казахстане
Политолог Данияр Ашимбаев считает, что в государстве должны присутствовать элементы плановой системы.
В беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан он обратил внимание на исполнение таких документов.
Политолог отмечает, что в 2021 году в Казахстане приняли систему планирования, по которой были введены национальные проекты.
"В прошлом году было озвучено, что национальные планы, введенные всего лишь два года назад, отменяются. Только Высшая аудиторская палата официально подвела итоги, что они реализовывались неэффективно. Но мы помним, что некоторые министры заявили, что сами планы оказались неэффективными, то есть "это не мы неэффективно реализовали, а планы были неэффективными", – сказал Данияр Ашимбаев.
Он отмечает, что на протяжении всего прошлого года Миннацэкономики и АСПиР пытались скорректировать базовые показатели, в результате Национальный проект был отменен, но появился новый "Национальный план развития до 2029 года".
По словам Данияра Ашимбаева, в Нацплане не прописан механизм реализации, нет анализа и оценки предыдущего плана. Политолог указывает, что в стране реализуются различные госпрограммы, планы развития, концепции, стратегии, но в целом нет отчетности о том, какая работа по ним проведена. Публикуются только цифры Высшей аудиторской палаты, а сами министерства оценок не дают.
"Национальный доклад по реформам должен был появляться регулярно, но никто его никогда не видел, если документ существует, то он засекречен. Это говорит о том, что планирование страдает недоработанностью, а исполнение страдает еще большей неэффективностью. Если не публикуются, значит результаты еще более плачевные, чем можно было себе представить", – считает Данияр Ашимбаев.
Политолог говорит, что планы не выполняются, а постоянно корректируется и "в конце отчетного периода то, что было реализовано вне плана, вносится в план и ставится отметка о выполнении". В пример он приводит план приватизации, в которого регулярно вносятся коррективы. То же самое происходит с планами создания рабочих мест, подчеркивает политолог.
"Инфраструктура не развивается, а повышение доходов населения государства решает путем увеличения зарплаты бюджетников. И аудиторы, и глава государства неоднократно говорили, что создаваемые рабочие места остаются на бумаге – они либо временные, либо фиктивные.
В документах правительства, отчетах Минтруда с каждым годом создаются сотни тысяч рабочих мест, который никто не видит. Пару лет назад появились отчет Счетного комитета, который опубликовал данные по реализации карты занятости. Ни министерство труда, ни министерство финансов, ни один акимат даже не попытались прокомментировать или опровергнуть эти данные", – сказал он.
По мнению политолога, это манипуляция со статистикой.