АСТАНА, 14 февраля - Sputnik. В ходе пресс-конференции, которая прошла на площадке Sputnik Казахстан, председатель правления "Национальной Лиги потребителей Казахстана" Светлана Романовская подчеркнула, что система защиты прав потребителей в Казахстане является лучшей на постсоветском пространстве.
"Consumer International проверяли вообще понятность, устойчивость систем защиты прав потребителей, нормативно-правовую базу. Они пришли к выводу, что она у нас лучшая в СНГ", - отметила спикер.
Другое дело, что есть проблемы, которые мы поднимаем, добавила она.
Число жалоб и обращений растет
В республике число обращений из года в год растет. Если предыдущие годы отмечался рост в 20%, то за прошлый год их число выросло на 70% и составило порядка 51 тысячи.
Это связано, по словам заместителя председателя комитета по защите прав потребителей Булата Танабергенова, с ростом как числа нарушений, так и повышения уровня грамотности самих потребителей.
"Из 51 тысячи обращений порядка 37% - это розничная торговля, то есть обмен и возврат товара", - отметил он.
Порядка 15% занимает электронная торговля. Если сравнить с 2022 годом, то число обращений выросло в 3 раза.
Далее идут бытовые услуги – порядка 13%. Услуги ЖКХ – 9% и услуги связи – более 4%", - привел статистику представитель госоргана.
По данным спикера, из общего числа обращений в 38% случаев были удовлетворены требования потребителей. Порядка 17% направлены по компетенции в другие госорганы. В целом потребителям было возвращено чуть более 1 миллиарда тенге.
"По итогам 2023 года порядка 700 проверок было проведено. В отношении недобросовестных предпринимателей наложено порядка 5 миллионов тенге штрафа. Почему такая маленькая сумма, потому что в первую очередь выносится предупреждение", - сообщил Булат Танабергенов.
Можно ли изменить ситуацию
Чтобы изменить ситуацию, в кодекс об административных правонарушениях вносятся изменения. В частности, об ужесточении наказания в отношении нарушителя и наложения штрафа уже без предупреждения. Кроме того, планируется передать статью об обмере, обмане и обвесе потребителей из ведения МВД в министерство торговли и интеграции.
В мажилисе сейчас рассматривают поправки в законопроект о защите прав потребителей. Документом упрощает процедуры взыскания потребителем с продавца возврата денег за некачественный товар, расширяет сферу прав потребителей и ответственности субъектов предпринимательства, в том числе электронных платформ, а также введение института омбудсмена.
Светлана Романовская считает, что омбудсмена должен назначать президент, а не министерство торговли и интеграции. Потому при существующем порядке возникает конфликт интересов - с одной стороны, ведомство должно поддерживать и развивать МСБ, а с другой - защищать права потребителей.
"Для нас важно сейчас, чтобы у нас были четкие правила, которые понимали и предприниматели, и потребители. Чтобы была граница этих прав и понимание того, когда нарушают", - подчеркнула она.
Например, по нынешнему законодательству потребитель имеет право на досудебную экспертизу товаров, работ и услуг за счет предпринимателей. Но при этом в Административном кодексе ответственности за это нет. Поэтому предприниматели ничего подобного не делают, добавила Романовская.
Она считает, что госорганы должны отстаивать интересы потребителей, потому что являются слабой стороной по договору.
Романовская Светлана Юрьевна, председатель правления "Национальной Лиги потребителей Казахстана"
© Sputnik / Санат Имангалиев
По ее словам, даже в республиканском общественном совете по защите прав потребителей при министерстве торговли и интеграции голос их организации не всегда учитывается.
Этот совет не должен утверждаться министерством торговли и интеграции, это должна быть открытая площадка, где все могут вносить свои предложения, считает она.
"Сейчас с нами, как кошка с мышками играют. Вроде как нас выслушают, но не слышат. Потому что есть у предпринимателей есть партия "Акжол", другие структуры, которые отстаивают их права", - добавляет спикер.
Вместе с тем, она согласна с инициативой госоргана по усилению ответственности владельцев электронных торговых платформ. Согласно нововведениям, их обяжут тщательно отбирать продавцов, прежде чем допустить их на свой маркетплейс.
Запретить продажу в соцсетях
"Я хочу обратиться к госорганам, от которых это зависит – нам надо запретить продажу в соцсетях, потому что мы не можем найти предпринимателя, которые продают некачественный товар. Они просто блокируют людей, которые начинают жаловаться, и никто их найти не может", - добавила Светлана Романовская.
Она также отметила, что ожидает роста числа жалоб после 4-летнего моратория на проверку МСБ. По ее словам, казахстанский рынок заполонили подделки и товары низкого качества.
"Мы знаем доподлинно, что около 70% детских игрушек ввозится в Казахстан нелегитимно. Далеко ходить не надо, можно просто выйти на барахолку и все там понять", - говорит спикер.
По ее словам, есть и другие вопросы, где могут нарушаться наши права.
Пресс-конференция по вопросам защиты прав потребителей
© Sputnik / Санат Имангалиев
"Вот СЭС говорит, что в прошлом году не было отравлений едой. Но мы знаем, сколько было отравлений в бассейнах детей водой, то есть каково качество этой воды. Посмотрите на детские площадки – насколько они безопасны. Детские сады – не лицензируемый, не сертифицируемый вид деятельности. Мы вообще не знаем, что там делают с нашими детьми", - резюмирует глава национальной лиги потребителей.
Поэтому необходимо повышать грамотность самих потребителей. В ВУЗах 11 регионов сейчас проводятся курсы для студентов, где их обучают основам прав потребителей. В планах наладить подобную работу и в оставшихся областях.