Что предлагает казахстанскому бизнесу "Национальный план развития до 2029 года"? - эксперт

Эксперт по банковским вопросам поделился своим мнением о "Национальном плане развития Казахстана до 2029 года" в части привлечения иностранных инвестиций и значимости кредитования малых и средних бизнесов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АЛМАТЫ, 13 фев — Sputnik. "Национальный план развития Казахстана до 2029 года" разработало Агентство по стратегическому развитию и реформам. Документ размещен на портале "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 19 февраля 2024 года.
Согласно документу, результатами реализации Нацплана развития станут удвоение ВВП до $450 млрд к 2029 году при среднегодовых темпах роста экономики на уровне 6–7%, а также рост благосостояния граждан, выраженный в увеличении ВВП на душу населения в 1,4 раза и медианной заработной платы в 1,9 раза в реальном выражении.
Четвертый блок Нацплана развития направлен на сквозные преобразования экономики и общества.

Текущая ситуация

В Нацплане особое внимание уделяется росту инвестиций как одному из приоритетных рычагов, обеспечивающих долгосрочное экономическое развитие.
В Казахстане наблюдается снижение доли инвестиций в экономике за период с 2012 по 2022 годы. Соотношение инвестиций в основной капитал к ВВП уменьшилось с 18% до 15%, а валовое накопление основного капитала к ВВП составило 21,5%, что значительно ниже средних показателей развивающихся и развитых стран.
Факторами, которые влияют на это снижение, в Нацплане названы:
1.
снижение чистого притока прямых иностранных инвестиций;
2.
низкая степень участия банков в кредитовании реального сектора экономики.
Отмечается, что с 2010 по 2021 год чистый приток иностранных инвестиций в Казахстан сократился с $11,6 млрд до $3,4 млрд. Более 60% прямых иностранных инвестиций относятся к крупнейшим нефтегазовым проектам.
Отмечается, что доля кредитов юридических лиц к ВВП составляет 8% от ВВП. Этот показатель заметно ниже показателей других стран, таких как Чили (48%), России (39%), Узбекистана (33%) и Грузии (29%). Заемные средства в структуре инвестиций в основной капитал сохраняют незначительную долю.

Приоритеты развития до 2029 года

Объем инвестиций в основной капитал должен увеличиться в 3,8 раза в номинальном выражении (к уровню 2022 года), а соотношение инвестиций в основной капитал к ВВП – выйти на уровень 24%.
Для достижения этих показателей в Нацплане определены следующие приоритеты:
1.
Совершенствование институционального каркаса инвестиционной политики
2.
Улучшение системы инвестиционных преференций
3.
Повышение роли банковского кредитования и развитие альтернативных источников финансирования.
В Нацплане предлагается внедрить дифференцированный подход с учетом специфики секторов. Планируется наращивать инвестиции в крупные отрасли, такие как нефтегазовая, транспортно-логистическая и горнодобывающая промышленность.
Приоритетом является проработка мегапроектов стоимостью более $1 млрд с участием иностранных инвесторов. При этом, средний размер проекта, реализованного в 2022 году в Казахстане, составил $89 млн, а в 2019 году — $27,5 млн. В этой связи работа должна быть направлена на привлечение транснациональных компаний, на ясное определение ролей и обязанностей в процессе привлечения инвестиций для обеспечения координации и прозрачности.
Также предлагается проведение открытых опросов инвесторов и введение понятия "косвенной (скрытой) экспроприации" в нормативно-правовую базу для снижения рисков незаконного вмешательства в деятельность инвестора и поддержания стабильного инвестклимата.
В 2022 году совокупный размер государственных преференций составил около 10% от общего объема инвестиций, достигая до 40% для крупных проектов. Поэтому в Нацплане приоритетной задачей указывается создание привлекательных, но не противоречащих интересам государства условий для инвесторов. Основные меры включают помимо налоговых условий, предсказуемые условия снабжения основными факторами производства (вода, электричество, топливо, земля – в зависимости от отрасли).
Также планируется повысить эффективности специальных экономических и индустриальных зон с расширением перечня услуг, в том числе транспортно-логистические услуг и помощь в подборе персонала. Сокращение сроков заключения инвестиционных соглашений также является приоритетом.

Что говорят эксперты

Приоритеты в Нацплане правильно определены, но если мы стремимся к привлечению иностранных инвестиций, нам нужно иметь четкую позицию, условия диктовать самим, считает независимый эксперт по банковским вопросам Нуржан Биякаев.
Независимый эксперт по банковским вопросам Нуржан Биякаев
По мнению эксперта, приток иностранных инвестиций является приоритетной задачей. За более чем 30 лет приток инвестиций в Казахстан составил порядка $300 млрд США в Казахстан.

"Но это не говорит, что все эти инвестиции активно работают на благо ВВП Казахстана. Например, в том же КТК доля Казахстана минимальна. Поэтому, когда мы говорим о таких крупных нефтегазовых и других совместных проектах, мы должны четко понимать, что Казахстану теперь нужно диктовать такие условия, чтобы контрольный пакет или контрольная доля были на казахстанской стороне", – сказал Нуржан Биякаев.

Это позволит республике получать выгоду от совместных проектов, приток иностранных инвестиций и обеспечивать значительные налоговые поступления в бюджет, что позволит решать несколько задач одновременно.
"Президент Касым-Жомарт Токаев в прошлом году заявил о необходимости привлечения в экономику Казахстана как минимум трех иностранных банков. Я это полностью поддерживаю. В 2000-х у нас уже были несколько иностранных банков-активных участников, включая турецкие, которые, в свою очередь, активно участвовали в строительных проектах и вносили налоги в наш бюджет", – сказал Нуржан Биякаев.
Например, турецкие компании строили жилые комплексы, проект Ханшатыр, а также новый аэропорт и железнодорожный вокзал в Астане. Такие крупные проекты приносят значительные выгоды для Казахстана. Позже, с сокращением бума строительного рынка, эти банки ушли с казахстанского рынка. Казахстан от таких крупных проектов получит только плюсы, добавляет он.
"Еще раз хочу повторить, если мы привлекаем иностранных инвесторов в нефтегазовые проекты и месторождения, Казахстану нужно держать такую позицию, при которой контрольный пакет акций или доли остается в руках казахстанской стороны. Это поможет избежать проблем, когда инвестор либо выводил свои деньги или бросал все, оставляя предприятие с проблемами и долгами или таких ситуаций с которыми мы столкнулись, например, в случае с АрселорМиттал Темиртау", – уточнил спикер.

Роль банковского кредитования

В рамках Нацплана предлагается усилить роль банковского кредитования и расширять альтернативные источники финансирования для стимулирования реального сектора. Это достигается через создание макроэкономических условий. Для этого необходимо поддерживать инфляцию в пределах установленного коридора за счет прозрачной денежно-кредитной политики, также эффективной координации монетарной и фискальной политики.
Также предлагается сместить акцент финансирование от госинститутов развития на частные финансовые институты. Это позволит расширить возможности финансирования экономики через банки и рынок капитала на рыночных условиях.
Пруденциальное регулирование должно сбалансированно поддерживать финансовую стабильность и рост кредитования реального сектора.
"Кредитование бизнеса будет иметь более выгодное фискальное регулирование в сравнении с другими видами банковской деятельности. Введение налогообложения доходов банков по нотам Национального Банка позволит снизить интерес банков инвестировать в безрисковые инструменты и способствовать использованию данной ликвидности на кредитование экономики", – говорится в Нацплане.
Предлагается ввести дифференцированные ставки корпоративного подоходного налога: доходы банка, полученные от кредитования бизнеса, облагать по более низкой ставке, а иные виды доходов, включая доходы от потребительского кредитования, по более высокой ставке.
Также в Нацплане предлагается развивать совместное финансирование крупных проектов с участием государственных институтов развития и банков. Это позволит расширить охват финансирования и распределить риски между государством и частными банками.
Для улучшения оценки потенциальных заемщиков предлагается развивать государственные сервисы для скоринга юридических лиц. Это включает интеграцию кредитных бюро и государственных информационных систем для анализа финансовых показателей компаний и выявления связей между ними.
Предлагается развивать альтернативные источники финансирования, такие как зеленое и исламское финансирование, а также использование небанковских кредитных организаций и механизмов вовлечения неиспользуемых активов в экономику. Национальный Банк также будет направлять усилия на инвестирование пенсионных активов ЕНПФ.

Проблемы финансирования МСБ: взгляд эксперта

Нуржан Биякаев обращает внимание на проблемы участия банковского сектора в финансировании малого и среднего бизнеса (МСБ) и корпоративных клиентов в Казахстане. Он отмечает, что президент Токаев обращает внимание на эту проблему с момента своего вступления в должность.

"Начиная с 2000-х годов, действовала программа Европейского банка развития по поддержке малого и среднего бизнеса, во многих банках открывались сектора кредитования МСБ. Тогда государство даже не ставило вопрос о субсидировании ставок по кредитам в рамках этих программ, учитывая то, что программы лояльны и доступны каждому предпринимателю", – рассказал Нуржан Биякаев.

После нескольких кризисов банки неохотно предоставляют финансирование МСБ и корпоративным клиентам. Малым предпринимателям проще получить потребительские кредиты как физическим лицам, нежели их получить в качестве индивидуального предпринимателя.
Банки предпочитают наименьший путь сопротивления: вкладывают свои средства в ноты Национального банка и не финансируют сектор МСБ и корпоративную сферу, что по мнению Биякаева, одна из больших проблем. Он отмечает, что банкам удобнее финансировать потребительское кредитование граждан, так как они все равно получают процентные доходы, даже если заемщики становятся проблемными. Поэтому он предлагает временный мораторий на вложение ликвидных средств банков в ноты Национального банка.
"Здесь, вероятно, со стороны агентства (АРРФР) и Национального банка нужно поставить больше условий банкам второго уровня в части недопущения вливания своих собственных средств в ноты Нацбанка, либо загружать их дополнительными налоговыми удержаниями. Если это не остановит банки, то на правительственном уровне должен быть введен мораторий на вложение банком своих ликвидных свободных средств в ноты Национального банка на определенный период", – пояснил Нуржан Биякаев.
Он думает, что если банки станут активнее финансировать как малый, так и крупный бизнес, Казахстан решит как минимум две задачи:
поддержка предпринимателей, как действующих, так и начинающих;
увеличение числа рабочих мест за счет предпринимателей, организаций и холдингов. Это в свою очередь поможет решить проблему безработицы в Казахстане.
Для стимулирования кредитования МСБ и корпоративных клиентов, Биякаев предлагает использовать налоговые преференции или субсидировать процентные ставки по кредитам.
Независимый эксперт по банковским вопросам поясняет, что ставки по программам кредитования МСБ высокие, поэтому для поддержки бизнеса необходимы налоговые преференции, а если налоговые преференции невозможны, то следует поднимать вопрос о субсидировании процентных ставок по отдельным позициям.
"Активное кредитование сектора экономики, включая малый и средний бизнес, а также корпоративный сектор, благоприятно отражается на налоговых поступлениях. Мы тем самым обеспечиваем бюджет налоговым поступлением", – сказал он.
По мнению эксперта, есть два пути:
налоговые преференции для заемщиков МСБ и корпоративных клиентов, которые финансируется в банках второго уровня;
субсидирование их ставки вознаграждения.
Нуржан Биякаев заключил, что если вышеизложенные условия будут соблюдены, эти кредиты станут более подъемными для заемщиков МСБ.