АЛМАТЫ, 20 янв — Sputnik. В летоисчислении казахов для расчета возраста человека используется понятие "мүшел жас" – 12-летний цикл. "Мушел" – это часть, а "жас" - возраст. В 12-летнем цикле каждый год носит имя животного. Казахи, ведя кочевой образ жизни, часто не знали точного дня своего рождения, а исчисляли его по году рождения: "Тышқан жылы тудым", то есть родился в год мыши.
По представлениям казахов число 12 также соотносится со строением животного или человека. Поэтому в древности, желая друг другу здоровья, говорили: "12 мүшең сау болсын" (пусть все ваши 12 органов будут целыми), а туши жертвенных животных обязательно разделывали на 12 частей.
В чем смысл казахского летоисчисления "мүшел жас", что означает каждый возраст и почему мушел жас считают "опасным возрастом", в интервью Sputnik Казахстан рассказала заместитель гендиректора по связям с общественностью Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова, заведующая отделом этнологии и антропологии Аксункар Абдулина.
Заместитель гендиректора по связям с общественностью Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова, заведующая отделом этнологии и антропологии Аксункар Абдулина
© Photo : из личного архива Аксункар Абдулиной
Когда возник 12-летний календарный цикл
Мушел – это традиционный календарь казахов, состоящий из 12-летнего цикла. Один цикл состоит из 12 годов, названия которых обозначают различных животных.
Кандидат исторических наук Аксункар Абдулина рассказывает, что история изучения казахского календаря насчитывает около 200 лет – его начали изучать в дореволюционной России ученые, чиновники колониального аппарата, которые оставили разные сведения о казахском календаре. Среди них известные исследователи Чокан Валиханов, Василий Радлов, Б.А. Куфтин, этнограф Абубакир Диваев, академик Александр Самойлович.
В советский период казахский календарь изучал выдающийся казахский этнограф Халел Аргынбаев, со дня рождения которого в этом году исполняется 100 лет. Он писал свои книги на казахском языке. До него казахский календарь также исследовала Ирина Захарова. Отдельную книгу на казахском языке написал казахский математик, астроном, кандидат педагогических наук Мынбай Искаков. Тенгрианский календарь исследовала ученая Асия Мухамбетова.
"Ученые считают, что календарь 12-летнего цикла возник еще в древности, еще до того, как возник сам казахский этнос. Казахский этнос полностью сформировался во второй половине XV века. А календарь, по разным данным, насчитывает от 5 тысяч до 2-3 тысяч лет", – говорит Аксункар Абдулина.
Некоторые ученые, такие как Мухамбетова, говорят, что календарь возник еще 5000 лет назад, а другие, например, Захарова, считают, что он возник примерно 2000 лет назад.
Первые письменные свидетельства о летоисчислении, основанном на годах с названиями животных, остались с периода тюркской эпохи. На камне, посвященном соправителю Второго тюркского каганата Культегину, название года, когда он умер, написано по этому календарю.
По ее словам, этим календарем пользовались не только казахи, но и многие тюркские и восточные народы. 12-летний календарь был распространен в Центральной Азии, также на территории Юго-Восточной Азии. Этим календарем пользовались тунгусо-манчжурские народы Сибири и монголы. У японцев также имелся этот календарь, как и у древних корейцев. У китайцев есть разные вариации календаря.
Почему календарь состоит из 12 лет
Аксункар Абдулина отмечает, что циклический календарь связан с бытием древних народов, занимавшихся кочевым скотоводством и земледелием.
Все сельскохозяйственные работы основаны на природных ритмах и наблюдениях за природой, и за движением солнца и других светил. Особенно скотоводы и кочевники следили за движением звезд.
Число 12 связано со многими важными обстоятельствами жизни: в году – 12 месяцев, сутки состоят из двух 12 часов, 1 час состоит из пяти 12 минут, 1 минута из пяти 12 секунд, Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца раз в 12 лет. То есть, число 12 часто использовалось в измерениях времени.
"Наши далекие-далекие предки наблюдали за ходом звезд, их наблюдение показали, что планета Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Они разделили движения этой планеты на 12 равных частей по 30 градусов, и вот каждой вот этой части дали название определенного животного", – сказала историк.
Названия годов животными Аксункар Абдулина связывает со скотоводством. Каждое животное было тотемным, то есть оно рассматривалось как первопредок определенных родов и племен.
В казахском календаре каждый цикл начинается с года мыши.
1.
Тышқан жылы или год мыши – 1984, 1996, 2008, 2020).2.
Сиыр жылы или год коровы/быка (1985, 1997, 2009, 2021).3.
Барыс жылы или год барса/тигра (1986, 1998, 2010, 2022).4.
Қоян жылы или год зайца – (1987, 1999, 2011, 2023).5.
Ұлу жылы или год улитки/дракона (1988, 2000, 2012, 2024)6.
Жылан жылы или год змеи (1989, 2001, 2013, 2025).7.
Жылқы жылы или год лошади (1990, 2002, 2014, 2026).8.
Қой жылы или год барана/овцы (1991, 2003, 2015, 2027).9.
Мешін жылы или год обезьяны (1992, 2004, 2016, 2028).10.
Тауық жылы или год курицы (1993, 2005, 2017, 2029).11.
Ит жылы или год собаки (1994, 2006, 2018, 2030).12.
Доңыз жылы или год свиньи/кабана (1995, 2007, 2019, 2031)."Названия животных могли варьироваться в зависимости от народа, от географии. 2024 год по казахскому календарю Ұлу жылы, то есть год улитки, а по-китайски – это год дракона", – говорит Аксункар Абдулина.
Что такое мушел жас
Аксункар Абдулина объясняет, что возраст человека измерялся у казахов долгое время жизненными циклами – мушел жас. Весь человеческий жизненный цикл в казахском обществе делился на определенные возрастные отрезки, которые включали себя 12 лет. С рождения до 12 лет – первый мушел, следующий мушел начинался с 13 лет, включая 24 года.
"В казахском обществе не говорили "мне 61 год", а вместо этого говорили, что "за моей спиной уже 5 мушелей". То есть возраст человека обозначали циклами, которые он прожил", – добавила она.
Первые 12 лет (первый мүшел) – бала мүшел, то есть детство.
Период с 13 до 24 лет (второй мүшел) – бозбала мүшел, то есть молодость.
Период с 25 до 36 лет (третий мүшел) – взрослый период.
Период с 37 до 48 лет (четвертый мүшел) – зрелость.
Период с 49 до 60 лет (пятый мүшел) – возраст почтения.
Период с 61 до 73 лет (шестой мүшел) – пожилой возраст.
Период с 73 до 85 лет (седьмой мүшел) – наступает старость.
Период с 86 до 97 лет (восьмой мүшел) – глубокая старость.
"Раньше продолжительность жизни была меньше, чем в настоящее время, поэтому пятый мушел определялся у казахов как старость. Хотя в настоящее время все возрастные грани несколько видоизменились в силу того, что человеческая жизнь стала длиннее. А тогда именно прожитыми мушелями мерили возраст человека", – подчеркивает Аксункар Абдулина.
Опасны ли переходные годы
Начало каждого нового 12-летнего цикла считалось переходным годом. Переходные годы попадали на 13, 25, 37, 49, 61 год и так далее и назывались годом мушеля или мүшел жас.
По убеждению кочевого народа, именно в эти переходные годы человек может столкнуться с болезнями, его жизни может угрожать какая-то опасность, поэтому ему необходимо себя оберегать.
"Поэтому именно в первый год мушел жаса старались не совершать каких-то дальних поездок, не участвовать в военных походах. Хотя в условиях войны это было невозможно. В таком случае включали функции оберега: то есть дарили свои новые или любимые вещи своим родственникам, устраивали "құдайы тамақ" (жертвоприношение. – Sputnik), давали милостыню", – объясняет Аксункар Абдулина.
Она отмечает, что все годы начала мушелей, считались опасными, поэтому все охранительные действия распространяются на все эти возрасты.
"Чем старше человек, тем больше рисков было для его жизни и здоровья. Думаю, чем старше человек, тем серьезнее было отношение к возрасту, так как люди понимали, что на старости лет любые форс-мажорные обстоятельства могли иметь трагические последствия", – добавила она.
Какие изменения происходят в мушел жас
Аксункар Абдулина подчеркивает, что в казахском обществе возрастные периоды – мушел жас – знаменовали собой не только физиологические перемены но и изменения социальных ролей.
Она объясняет, что 12-летние циклы совпадали с анатомическими, гормональными перестройками у человека. Например, 13 лет – это период полового созревания. В традиционном казахском обществе в это время девушек могли выдавать замуж. К 25 годам, согласно наблюдениям врачей, происходит прекращение выработки гормона роста, что считается завершением физической молодости. В возрасте 48 лет у многих женщин начинают ослабевать функции воспроизводства потомства, и многие женщины уже не могут рожать детей.
"В то же время эти циклы ознаменовали изменение социального статуса человека. В 13 лет мальчикам устраивали праздник – белдік той (пир пояса), когда подпоясывали его матерчатым красным кушаком, что было знаком инициации, то есть перехода из детства в совершеннолетие, и оберега при выходе из первого в его жизни мушеля, критического для жизни года.
То есть этот возраст рассматривался как возраст первой инициации: теперь юноша становился полноценным мужчиной и мог участвовать в военных походах и барымте (угон скота как способ мести за обиду или вознаграждения за причиненный ущерб. – Sputnik), военизированных играх, таких как кокпар, байга, трудиться табунщиком, обучаться ремеслам, а также голосовать на народных собраниях – курултаях", – поясняет спикер.
Если они уже создали семью, то и отношение к ним было другое. Отношение окружающих к людям менялось по мере изменения их социального статуса, добавила историк.
Брак в 13 лет: как менялись обязанности казахских юношей
По словам Аксункар Абдулиной, сведения о том, что в древности, даже в средние века, женили в 13 лет, сохранились.
"Тогда ритмы жизни были другие, и продолжительность жизни была другой. Поэтому достижение половой зрелости считалось тем порогом, после которого можно создавать семьи", – объясняет она.
Но это правило не всегда соблюдалось и не всех детей женили ровно в 13 лет. Все зависело от повседневной жизни определенной семьи, от ее материального достатка, поскольку в основном брак заключался путем выплаты калыма (выкуп родителям невесты. – Sputnik).
"Не все семьи располагали достаточными материальными средствами, а без полной выплаты калыма практически невозможно было создать отдельную семью в традиционном казахском обществе. Поэтому иногда браки заключались в более позднее время", – говорит эксперт.
Также это зависело от стремления семьи прирасти, увеличиться в своем составе. Если не хватало женских рук, которые очень востребованы для выполнения многочисленных хозяйственных занятий – производства войлока и изделий из него, изготовление домашней снеди (сметаны, кумыса, масла), тогда стремились быстрее женить сына. Если в семье было достаточно женских рук, то могли и отложить это на более позднее время.
Историк отмечает, что казахская пословица "Он үште – отау иесі", переводимая как "в тринадцать – хозяин семьи", не только указывала на возможность брака в данном возрасте, но также подчеркивала, что человек, достигший этого возраста, уже мог нести ответственность за других членов семьи.
После 13-летнего возраста казахские юноши должны были уметь управлять оружием. Они могли участвовать в байге, работали в скотоводческом хозяйстве, могли пасти овец, а чуть позже стать табунщиками.
"Это период, когда они должны были показывать свои боевые качества. Потому что вся жизнь казахов в традиционном обществе носила военизированный характер. Очень часто были межплеменные и межродовые столкновения, происходила барымта. Поэтому юношам нужно было обладать очень хорошими боевыми качествами", – сказала Аксункар Абдулина.
Если этот юноша создал семью, то на него налагались и социальные обязанности, связанные с содержанием своей семьи. Ему выделялась "енші", то есть доля от отцовского хозяйства, и он должен был уже ею распоряжаться.
Поэтому с каждым мушел жас менялась жизнь человека, а вместе с ней и его социальный статус, соответственно менялось отношение общества к нему.