АСТАНА, 16 янв — Sputnik. На сегодняшний день отсутствуют альтернативы использованию нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) для экспорта нефти из Казахстана, заявил замгендиректор КТК по связям с правительством Казахстана Кайргельды Кабылдин.
По его словам, возможны только дополнительные маршруты в случае увеличения объемов добычи сырья в стране.
"Альтернативы КТК в части транспортировки существующих объемов и проектов разработки нефти в Казахстане сегодня нет. Могут быть дополнительные маршруты, но они могут быть обоснованы при наличии дополнительных объемов нефти. Дай бог, Казахстан будет добывать 200 миллионов тонн, вот тогда может понадобиться еще дополнительный маршрут", - заявил он на брифинге в СЦК.
Среди возможных дополнительных маршрутов для экспорта нефти Кабылдин упомянул трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, транзитные поставки через Китай и Иран. Однако, по его мнению, эти варианты следует рассматривать лишь при условии, что добыча нефти в стране превысит мощности, предоставленные КТК.
Глава КТК Николай Горбань подчеркнул, что говорить о зависимости Казахстана от КТК нецелесообразно, поскольку этот проект является собственностью республики. Однако он признал, что возможны диверсификация и перераспределение экспортных потоков.
Нефтепроводная система КТК остается крупнейшим маршрутом для транспортировки нефти из Каспийского региона на мировые рынки, обеспечивая около 80% экспорта нефти из Казахстана. Трубопровод консорциума, Тенгиз – Новороссийск, протяженностью 1,5 тысячи километров, соединяет месторождения Западного Казахстана с побережьем Черного моря, где нефть поступает на танкеры через морской терминал КТК.Среди крупнейших акционеров консорциума - Россия (через "Транснефть"), Казахстан (через "Казмунайгаз"), структуры Chevron, "Лукойла", ExxonMobil, СП "Роснефти" и Shell.