АСТАНА, 11 янв – Sputnik. Депутат сената Дархан Кыдырали предложил переписать школьные учебники по истории Казахстана на основе многотомника с новыми историческими данными.
В депутатском запросе Кыдырали сообщил, что в этом году исполняется 800 лет со дня основания улуса Джучи. Ранее Тюркская академия проводила исследование улуса Джучи, организовывала экспедиции, проводила собрания в ЮНЕСКО.
"Надеемся, что многотомник истории Казахстана завершится в этом году. Также представят новые данные, касающиеся улуса Джучи. Предпочтительнее было бы переписать школьные учебники на основе этого многотомника, в нем должно быть подчеркнуто, что Джучи является предком казахских ханов", – заявил он.
По его словам, в учебнике для 6-7-х классов государству Могулистан посвящен один параграф, в учебнике для 10-го класса – всего 4-5 строк.
"Известно, что на земле великих могулов, где проходил знаменитый Таласский курултай, было основано казахское ханство. Таким образом, следует привести эту дисциплину в методологическую последовательность и отдать приоритет изучению образования нашей государственности. Не случайно в этом году курултай пройдет в Атырау – неподалеку от столицы великого Улуса Сарайшык", - продолжил сенатор.
Он также отметил важность проведения фундаментальных исследований Улуса Джучи, создания специального музея собраний певцов и жырау из братских стран, проведение конкурса "Идеге", включение памятных комплексов в Улытау в список мемориального наследия ЮНЕСКО. "Всемирные игры кочевников, которые проходят в нашей стране – это большая возможность для пропаганды Джучи. По поручению президента был специально восстановлен мавзолей Джучи хана, создана Улытауская область, состоится курултай. И сейчас мы надеемся, что новые благие дела будут начаты и история Улуса будет изучена", - отметил он.
Также важно изучить экономические аспекты великого Улуса, владевшего возрожденным Шелковым путем, соединившим Восток и Запад, уверен депутат. И общую историю, наследие стоит изучать совместно с учеными из стран, которые произошли от Золотой Орды.