АСТАНА, 31 дек - Sputnik, Наталья Бойко, АПН. Чтобы почувствовать праздничную атмосферу тех лет, давайте перенесемся в прошлое, в дореволюционную эпоху. В город Верный и другие города нынешнего Казахстана. Тема нашего исследования – Новый год, век прошлый.
В казахстанских городах переселенцев из России и Украины традиционно праздновали не Новый год, а Рождество. До введения нового календаря эти две даты совпадали. Сочельник отмечали скромно, зато на следующий день разговлялись, и начиналось веселье – Святки-колядки.
По сведениям историка Антонины Каземирчик, степняки удивлялись чужим праздникам, но относились к ним терпимо.
Когда в середине ХIХ века в казахские степи пришла новая традиция устраивать для детей новогоднюю елку, в городах появились рождественские базары. На них можно было приобрести елку. Но в основном в домах украшали ели, принесенные из лесу. Ставили их практически в каждом доме. И, конечно, в гимназиях и училищах.
Самые большие и нарядные ёлки устанавливались в городских и купеческих собраниях, где проходили рождественские балы, которые устраивали местные чиновники и купцы.
Покинувший нас в этом году краевед Алоис Назаров отмечал, что декабрь в городе Верном, как и в нынешнем Алматы, также был наполнен ожиданием Нового года со многими сопутствующими ему атрибутами.
"К празднику готовились прежде всего местные клубы, которые тогда назывались собраниями. Это места, где можно было приятно и полезно провести время", - писал он.
В них устраивали балы, маскарады, танцы, музыкальные и литературные вечера, театральные представления.
"Здесь можно было почитать книги, газеты, поиграть в бильярд, посетить буфет. Каждое собрание имело свой устав, во главе – старшин, его члены должны были платить ежегодные взносы, а гости – за вход", - делился Назаров.
Предание о собраниях
Накануне Первой мировой войны в Верном существовали Общественное, Коммерческое и Военное собрания. И хотя жестких сословных преград установлено не было, уже из названий можно понять, какая аудитория преимущественно посещала их. Общественное собрание было открыто лицам всех званий и состояний, которые по поведению и образованию могли быть приняты в общество.
Здание Общественного собрания, город Верный
© Photo : Предоставлено АПН
Общественное собрание в начале XX в. находилось на улице Пушкинской, наискосок от Гостинодворной площади. Сейчас в нем театр кукол. В результате реконструкции 2012–2013 годов исторический облик здания был уничтожен.
Военное собрание с 1908-го располагалось в том здании, где сейчас музей казахских национальных музыкальных инструментов. Оно было создано для развлечения офицеров города. Там проводилась Рождественская елка для детей офицеров, казаков и солдат.
Здание военного собрания города Верного сегодня занимает Музей музыкальных инструментов
© Photo : Предоставлено АПН
Коммерческое собрание было открыто прежде всего для досуга лиц коммерческого класса, т.е. купцов. Его местонахождение – на углу улиц Капальской (сейчас им. Кунаева) и Губернаторской (сейчас Казыбек би). Здание не сохранилось. Там отдыхали купцы, коммерсанты и прочий деловой и финансовый бомонд. Там в 1913 году появилось новшество – елка с электрическими гирляндами. В буфете можно было "опрокинуть" пару чарок шустовского коньяка и закусить блинами с черной гурьевской икрой.
Праздничные мероприятия во всех городских собраниях Верного начинались обычно 25 декабря и заканчивались в конце первой недели января. Тогда в Российской империи действовал еще юлианский календарь – как в церковном, так и в гражданском употреблении. То есть Рождество Христово отмечали до Нового года – 25 декабря. И православные при проводах старого и встрече нового года могли себе позволить повеселиться, т. к. строгий рождественский пост к тому времени заканчивался.
"В 1930-е годы в редакцию газеты "Социалистическая Алма-Ата" некто А. И. Иконников принес рукопись – свои воспоминания о быте верненцев. Отрывки из нее печатались на страницах этой газеты", - писал Назаров.
Он приводит отрывок из тех воспоминаний.
"Первую рождественскую елку я увидел, когда учился в верненском городском училище. Устроили ее в гражданском собрании для несостоятельных школьников, на средства, собранные среди купцов", - рассказывал автор.
Иконников пояснил, что раньше у каждой школы был свой попечитель – какой-нибудь богач, который или сам, или через своих доверенных жертвовал определенную сумму на поддержание школы.
"У нас таким попечителем был доверенный крупного чайного торговца Молчанова – Михайлов, в других школах – купцы Пугасов, Шахворостов, Быков".
Краевед Алоис Назаров поясняет: "Несостоятельные – из бедных семей, гражданское собрание (в обиходе верненцев "Гражданка" - Sputnik) – общественное собрание".
В те годы в местной газете было принято печатать списки фамилий горожан, сделавших пожертвования.
Так, в 1907-м в пользу детского приюта в праздник Рождества и Нового года больше всех пожертвовал епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий – 25 руб., купец И. Г. Габдулвалиев – 5 руб., инженер А. П. Зенков, лесовод Э. О. Баум, архитектор С. К. Тропаревский – по 2 руб. и т.д.
Надо отметить, что в то время покупательная способность рубля была очень высокой. Пуд говядины стоил 2 руб., пуд пшеничной муки – 57 коп., фунт фамильного чая – 1 руб. 80 коп., пуд сена – 16 коп.
И снова о елке
Как видим, елка в те годы связывалась с Рождеством. И в сообщениях столичной (петербургской) прессы тех времен говорилось, что там-то или там-то зажгли рождественскую елку.
Название "рождественская елка" – напоминание о том, что обычай готовить к Рождеству разукрашенную елку был перенят у немцев через Петербург, в котором они когда-то составляли треть населения. У немцев эта елка называется Weihnachtsbaum. В России поначалу также говорили "рождественское дерево" – это буквальный перевод с немецкого".
Первую попытку привить в России украшение домов еловыми ветками сделал Петр I, но это особого успеха не имело. Первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в конце 1830-х годов. По примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах столичной знати. Мода на елку стремительно распространяется в середине 1840-х годов – обычай проник во многие социальные слои Петербурга, и к концу 1840-х становится привычным атрибутом Рождества и следующего за ним Нового года. В Петербурге в 1852 году устраивается первая публичная елка.
Как праздновали Рождество в Верном
Из столицы, как это бывает, обычай распространился по всей стране, докатившись и до далекого Верного.
А вот, что писали "Семиреченские областные ведомости", выпускавшиеся до революции в Верном. Год 1913-й. Праздничное расписание Коммерческого собрания:
25 декабря. Взаимное поздравление с праздником (12.00–14.00).
26 декабря. Спектакль "Обездоленный".
27 декабря. Костюмированный маскарад с живыми картинами.
28 декабря. Спектакль труппы "Нарывы жизни".
29 декабря. Премированный маскарад.
30 декабря. Детский праздник – электронная елка с подарками с 6 до 10 вечера, по окончании – семейный вечер, танцы для взрослых.
31 декабря. Танцевальный вечер, кабаре, дивертисмент и встреча Нового года.
1 января. Елка чинов переселенческого управления.
2 января. Спектакль "Женский парламент" (водевиль).
3 января. Премированный маскарад по особой программе.
4 января. Спектакль труппы "Жидовка".
6 января. Вечер по особой программе.
Кроме этого, ежедневно с двух часов дня до восьми вечера здесь были сеансы кинематографа.
Спектакли тогда в основном ставили верненские любители драматического искусства. А также труппа русских драматических артистов под управлением Г. С. Бельского. Драматические труппы в те времена приезжали и жили в Верном сезон, а то и два, лишь изредка выезжая в ближайшие города, например, в Пишпек (нынешний Бишкек). Бывало, в городе одновременно находились две труппы.
Премированным маскарадом – называли маскарад с призами. Электронная елка – елка с электрическими огнями. Электричество тогда давали динамо-машины.
Дивертисмент – театральное представление, состоящее из различных мелких номеров. Спектакли были не всегда праздничные, даже не позитивные. Например, "Жидовка" – это драма в пяти действиях на тему испанской инквизиции и казней огнем и водой. Названия "Обездоленный" и "Нарывы жизни" также говорят сами за себя.
Коммерческое собрание в дни накануне и после Нового года работало активнее прежнего. В буфете продавались разные деликатесы. Например, блины с семгой, балыком и паюсной икрой.
Праздничные мероприятия проводились и в Общественном и Военном собраниях. В том числе и благотворительные. Например, 2 января 1914-го в Общественном собрании в пользу Общества помощи учащимся устроили детский праздник и вечер для учащихся и взрослых. Программа была такая: — Сказка "Медвежья лапа", шествие "Мороз и Снегурочка", игры, состязания, танцы, кукла "Отгадай! Как меня зовут?", бой конфетти, серпантин. Общественное собрание в тот год прославилось своей елкой: вращающаяся, с автоматически меняющимися разноцветными огнями.
Рождественская экономика
Местные купцы извлекали из праздничных дней неплохую выгоду, подсчитывая барыши.
Одна из улиц Алма-Аты в 1920-е годы
© Sputnik / РИА Новости
В местной газете еще с начала декабря печатались объявления с предложением товаров к праздникам. В этом особенно преуспел Торговый дом "Сулейманов, Тазетдинов и Ибрагимовы" на Торговой улице (сейчас Жибек жолы). Здесь продавались мануфактурные шелковые и шерстяные товары, драп, ткани, трико, готовые мужские и дамские платья, обувь, кровати, тюль, коньки "Снегурочка" и "Американские" и многое другое. Причем объявление этого Торгового дома с припиской: "К предстоящим праздникам, все, что Вам желательно купить последней моды, лучшего качества и по умеренным ценам" в еженедельной газете печаталось до конца января.
Торговый дом наследников Иванова предлагал элитные напитки: "Не затрудняйтесь – с чем встречать праздник и Новый Год! Кабернэ и Шабли можно пить к обеду и ужину".
Большой выбор игрушек и елочных украшений предлагали Торговый дом "Г. А. Шахворостов с с-ми", магазины А. А. Шаврова, Д. И. Коношенко. В последнем также продавались маски и полумаски.
В парикмахерской Колесникова на прокат давали маскарадные костюмы. В кондитерской Н. Л. Семенова можно было купить бонбоньерки, коробки и корзины для подарков, картонажные коробки для ёлок. Каждый коммерсант норовил подчеркнуть преимущество своих цен – "цены на все вне конкуренции", "дешевая распродажа со скидкой 10% с рубля" и т. п.
Традиция дарить подарки была популярна. В фотосалонах можно было купить напечатанные рождественские открытки с поздравлениями, или просто с красивыми картинками, где можно было написать свое поздравление и пожелание.
Надо отметить, что Деда Мороза еще не было. Он появился лишь в 1910 году. На дореволюционных праздничных открытках появляются изображения Деда Мороза. А Снегурочка из одноименной оперы Римского-Корсакова и драматурга Островского, появилась позже.
Столы в дореволюционное время были изобильными и состояли из мясных блюд, которыми разговлялись после длинного поста. Жареные гуси, холодцы, окорока. Все это готовилось дома, или закупалось на мясокомбинатах. Хозяйки готовили популярные яства по собственным рецептам — пельмени с мясом, капустой, грибами. К столу подавались разносолы и фрукты. На стол подавалась водка местных винокуренных заводов — "Пугасовка" и "Кузнецовка". Специально к Рождеству торговые дома завозили элитные вина: "каберне", "шабли", крымское шампанское.