Суд по делу о сепаратизме в Петропавловске: обвиняемые заявили о невиновности
Четверо подсудимых настаивают, что дело было просто "раздуто" из-за большого резонанса, вызванного созданным про них роликом оппозиционного канала. К слову, его авторов и создателей недавно объявили в розыск за разжигание розни
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенПЕТРОПАВЛОВСК, 21 ноя — Sputnik. В Петропавловске завершилось судебное следствие и проведены прения по громкому делу о сепаратизме. Подсудимые настаивают на полной своей невиновности, передает корреспондент
Sputnik Казахстан.
Напомним, 19 марта 2023 года, когда по всей стране проходили выборы депутатов в мажилис и маслихаты, в помещении здания колледжа Северо-Казахстанского университета собрались 19 жителей Петропавловска. Повесткой собрания было возрождение Народного совета трудящихся.
Собравшиеся избрали себе председателя и секретарей, которые зачитали декларацию. В этом документе говорилось, что "вольный и свободный народ, мужчины и женщины сделали свое волеизъявление акционерам, агентам и служащим корпорации "Республика Казахстан" - о том, что СССР до сих пор существует.
На скамье подсудимых после этого оказались четверо членов Народного совета: организатор – 48-летний автослесарь Вячеслав Зудерман и три активистки – 40-летняя самозанятая Елена Болдырева и 52-летняя учительница Мадина Капарова, избранные на собрании секретарями и зачитавшие текст декларации, а также 37-летняя продавец БАДов Ольга Бережнова, которая изготовила символику и удостоверения членов совета.
Остальные участники того собрания проходили по делу свидетелями с правом на защиту.
"И где справедливость? Руку так же, как и мы, на собрании поднимали, подписывали документы. А потом открестились от всего, на нас все свалили… Из-за ваших показаний мы сидим здесь. Я своих детей не могу обнять. А вы там ходите на свободе, вам прекрасно!" – не раз повторяла в течение суда одна из подсудимых Елена Болдырева.
Прения получились очень эмоциональными. В зале слышались приглушенные рыдания женщин, оказавшихся на скамье подсудимых, плакали их родные, а одной из адвокатов в конце речи стало плохо с сердцем.
Общий посыл выступлений подсудимых женщин: они оказались жертвами, попав под влияние Зудермана. Именно он все это организовал и затеял, продвигал свои взгляды и втянул в это их, пользуясь их политической безграмотностью.
"Ни в какой СССР я и не собиралась"
"Если бы изначально я понимала и осознавала, что действия Зудермана неправомерны и противозаконны, я бы не оказалась на скамье подсудимых", - отметила в суде Елена Болдырева.
Подсудимая утверждает, что текст декларации был настолько сложный, что она не поняла в нем вообще ничего.
"Я его уже в СИЗО много раз перечитала, пытаясь понять, за что нас посадили, но увы… Я не прониклась идеями и взглядами Зудермана, не разделяла их и не разделяю сейчас. Я лично живу в Республике Казахстан и признаю ее законы. Тем более я родилась 16 декабря, в День Независимости страны… Ни в какой СССР я не собиралась, мне и здесь нормально", - подчеркнула Болдырева.
По ее словам, на собрании Вячеслав Зудерман убеждал всех, что его источники информации, изложенные в декларации, официальны и законны. О том, что в декларации содержатся сепаратистские идеи, она узнала только от сотрудников ДКНБ.
"Если в действиях и мыслях Зудермана содержалось что-то противозаконное, я на это не подписывалась, и я его в этом не поддерживаю. Считаю, что обвинение просто не стало искать истину. Получается, что вы своих граждан "заплевали", поддержав сепаратистский канал, пошли на поводу у изменников Родины", - заявила Елена Болдырева.
Она отметила, что была на собрании и подписала так же, как и все.
"Не хватило у меня ума понять этот текст, но все на свободе, а мы сидим. Я тысячу раз пожалела, что я была на этом собрании, раскаиваюсь, что приняла в нем участие. Но я считаю, что моя вина не доказана, да ее и нет. Прошу меня оправдать", - заключила Елена Болдырева.
Понять и простить
Подсудимая Мадина Капарова также считает себя невиновной.
"На то собрание я просто пришла послушать. Меня попросили зачитать текст, потому что у меня, как у учителя, хорошая дикция. О том, что там содержится что-то противозаконное, я не знала. Текст был очень сложным, я была уставшей и зачитывала текст, не вникая в его суть. Я вообще не разбираюсь в политике", - утверждает Мадина Капарова.
Она отметила, что в течение всей жизни работала во благо страны и народа. Она простой учитель, в юридических и политических вопросах не разбирается.
"Я сожалею о том, что прочитала данный текст, искренне в этом раскаиваюсь. Да, я подписывала, что присутствую на собрании и подписывала просто в разлинованном листе, сам текст не читала. С утверждениями, изложенными в тексте, не согласна и полностью их не поддерживаю. По СССР не ностальгирую, живу настоящим днем", - сказала подсудимая.
Она отметила, что долгие месяцы изоляции от семьи и детей были уроком для нее.
"Прошу суд не лишать меня свободы, оправдать по предъявленным мне статьям, так как даже в мыслях у меня не было ничего плохого, я просто на автомате прочитала текст. Прошу понять и простить!" - обратилась к суду Капарова.
Общественный защитник и сын Мадины Капаровой также обратился к судье с просьбой оправдать его мать.
"Моя мама отработала в школе 32 года, преподавала казахский язык и литературу. Ее четыре ученика окончили школу с золотой медалью. Она никак не является врагом народа, ее призвание быть учителем. Прошу вас не лишать ее свободы. Моя мама мне очень нужна, я без нее не смогу жить…", - отметил юноша.
Воспользовался доверием и политической безграмотностью
Ольга Бережнова, в отличие от остальных подсудимых, на протяжении досудебного и судебного следствия находилась под домашним арестом, так как у нее малолетний ребенок. Она утверждает, что с другими подсудимыми они не были единомышленниками.
"Я не разделяла идеи Зудермана, и не была с ним согласна в том, что касалось СССР и КазССР и неоднократно высказывалась об этом в чатах и ему лично. Я никогда не обсуждала восстановление СССР и отделение от Республики Казахстан. В подобных темах я вообще не разбираюсь, поэтому и попала в эту ситуацию", - отметила Бережнова.
Она утверждает, что декларацию не читала из-за отсутствия времени, а на собрании не смогла ее даже послушать, так как ее отвлекали.
"Эмблему и удостоверение членов Народного совета я сделала по просьбе Зудермана, чисто технически. Моих идей в этом нет. Считаю, что Вячеслав ввел меня в заблуждение и воспользовался моим доверием и недостаточным знанием законодательства в политических вопросах. Я не снимаю с себя вину в том, что, не вникнув в содержание декларации, подписала ее, о чем искренне сожалею и раскаиваюсь", - рыдая, завершила свою речь на прениях Бережнова.
Я – гражданин Советского Союза
Сам Вячеслав Зудерман на протяжении всего судебного разбирательства был абсолютно спокоен. Свою вину он также не признал, но то, что является приверженцем социалистического строя, не отрицает.
Он рассказал, что в 2020 году против него возбудили несколько административных дел за нарушение санитарных норм. Зудерман создал чат в мессенджере и аккаунты в соцсетях "Штрафы за маски незаконны", который потом переименовал в "Народный дозор".
"В ходе этой деятельности познакомился со многими людьми, некоторые помогали мне. Все вместе мы защищали свои права, участвовали в судах, оказывали информационную поддержку, писали о нарушениях, допущенных нашими ведомствами", - отмечал на суде автослесарь с душой политического лидера.
Он вспоминает, что в течение нескольких лет они вели активную общественную деятельность. А в декабре 2021 году была создана группа "Народный совет", где собрались активисты из разных городов, которые "готовились к встрече с депутатами парламента по вопросам защиты прав детей от внедрения прозападных ювенальных норм".
Зудерман утверждает, что вся используемая для создания декларации информация находится в открытом доступе и ничего противозаконного в ней нет.
"Никаких сепаратистских призывов и пропаганды не было и нет. Я никого в своих взглядах не убеждал и не навязывал их. И никого я не обманывал, как многие говорят о подтасовке. Мол, я подложил и поменял страницы. Это неправда, я такими вещами я не занимаюсь", - подчеркнул Зудерман.
Судья Петропавловского городского суда Алмас Жумагазин задал вопрос, считает ли Зудерман себя гражданином Республики Казахстан, на который тот ответил отрицательно.
Тогда судья попросил его уточнить, подданным какого государства он является.
"Мое первичное гражданство – гражданина СССР – мною не утрачено, я от него не отказывался. Я гражданин СССР. Под угрозой ответственности у меня в 2000 году изъяли советский паспорт и выдали удостоверение личности. Но на это никаких законных оснований не было", - считает Зудерман.
При этом законодательство Республики Казахстан, по словам подсудимого, он признает.
В ходе прений государственный обвинитель Тимур Кульжанов попросил суд назначить Зудерман наказание в виде 10 лет лишения свободы, Болдыревой, Капаровой и Бережновой - в виде семи лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности. Меру пресечения в виде домашнего ареста в отношении Бережновой прокурор попросил отменить, и также взять ее под стражу в зале суда.
Приговор судья Петропавловского городского суда Алмас Жумагазин вынесет завтра, 22 ноября.