Дефицит воды в Центральной Азии: 10 шагов, которые спасут от катастрофы - план ЕАБР
Воды больше не становится, кроме того 40% воды теряется в системе оросительных каналов, отмечают эксперты
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенАЛМАТЫ, 16 ноя — Sputnik. В странах Центральной Азии сельское хозяйство, базирующееся на орошаемом земледелии, потребляет до 80% воды. Возраст ирригационной инфраструктуры превышает 50 лет. Засолению подвержены свыше 50% орошаемых земель. В оросительных каналах теряется 40% воды. Такие данные привели эксперты Евразийского банка развития, которые сегодня в Алматы представили свое исследование "Эффективная ирригация и водосбережение в Центральной Азии".
По мнению экспертов ЕАБР, срочность мер обусловлена ожидаемым сокращением стока реки Амударьи.
"Главная наша мысль очень проста: в бассейн Аральского моря (Амударья, Сырдарья) стекает 116 км³ воды, потребление воды растет – это ирригация, ЖКХ, сельское хозяйство, питьевое водоснабжение и промышленность. Но воды больше не становится. И вот образуется такая вилка, которая в какой-то момент приводит к хроническому дефициту воды в Центральной Азии. По нашим расчетам, это 5-6 лет", – говорит заместитель председателя правления, главный экономист Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
Больше трети воды теряется по пути к полям
Евгений Винокуров отмечает, что главным решением является сбережение воды, прежде всего, в ирригации, поскольку 40% воды теряется в системе оросительных каналов. В масштабах региона это 43 км³ воды.
"Задача стоит, по нашим расчетам, чтобы каждый год сокращать эти потери примерно на 1 км3, то есть на 2,5%. Это требует инвестиций в водоучет, в чистку каналов, в модернизацию каналов и в новые методы орошения, которые потребляют меньше воды. Это абсолютно реально, если это делать совместными усилиями государств, банков развития и фермеров", – считает он.
По словам спикера, средний возраст ирригационной инфраструктуры стран Центральной Азии превышает 50 лет, а средний возраст крупных магистральных каналов, которые отводят воду от рек Амударья и Сырдарья, еще больше.
"Вода теряется, потому что испаряется. Еще больше воды теряется из-за фильтрации, то есть вода просачивается в землю и уходит безвозвратно. То есть бетонирование каналов, их чистка и применение новых технологий на полях – дождевальное, капельное орошение, чистка бороздок, все это позволяет потреблять меньше воды", – сказал Евгений Винокуров.
10 шагов для улучшения эффективности водопользования
По расчетам аналитиков, Центральная Азия может столкнуться с острым и хроническим дефицитом водных ресурсов в пределах от 5 до 12 км³ с 2028-2029 года. Поэтому переход к водосбережению представляется безальтернативным решением проблемы. Эксперт подчеркивает, что главы государств это четко осознают, что видно по их заявлениям, также эта тема приоритизируется в государственных программах.
Согласно выводам авторов доклада, чтобы сохранить потенциал орошаемых земель и в то же время сэкономить воду, необходимы 10 практических шагов: четыре на региональном уровне и шесть на уровне национальной политики. Они позволят подготовиться к ожидаемым изменениям водостока в бассейне Аральского моря и компенсировать увеличение дефицита воды.
Самым первым шагом, считают эксперты ЕАБР, является создание Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии. Затем нужно объединить финансовые ресурсы многосторонних банков развития в проектном строительстве водной инфраструктуры.
Следующим решением должно стать создание регионального кластера по производству ирригационного оборудования.
"По нашим расчетам, Центральная Азия по совокупности – это пятый рынок в мире после Китая, Индии, США и Пакистана по ирригационным оборудованиям. До 8% мирового рынка приходится на Центральную Азию. 98% этого оборудования импортируется из Турции, Китая, США, Евросоюза и Израиля.
Емкости этого рынка, который достигает 320 млн долларов, достаточно, чтобы создать собственное производство. Это будет органично, это будет естественно для региона – производить оборудование, емким рынком которого он является. Тут бы Евразийский банк развития мог бы помочь, потому что мы сильны в кредитовании промышленного производства", – объясняет Евгений Винокуров.
Вместе с тем в ЕАБР считают, что странам Центральной Азии целесообразно предложить Афганистану партнерство в механизмах управления водными ресурсами в регионе.
Также предлагаемые решения включают в себя следующие шаги:
задействование механизмов государственно-частного партнерства в проектном строительстве;
восстановление внутрихозяйственной ирригационной инфраструктуры;
внедрение эффективных тарифов на поливную воду;
использование современных технологий полива, лазерной планировки земель, возделывания сельскохозяйственных культур;
организация учета воды при участии ассоциаций водопользователей;
поэтапное внедрение цифровых технологий для достоверного водоучета, рационального распределения воды и мониторинга качества земель.
"Водоучет с точки зрения вложенных средств – это самая эффективная мера. Мировой опыт говорит о том, что внедрение водоучета дает 12% сокращения потребления воды при той же урожайности. Только за счет того, что вода строго учитывается в реке, канале и на поле, и создается стимул к тому, чтобы потреблять воды меньше. То же самое произошло в тех странах, где внедрены массовые счетчики на воду в квартирах. То же самое целесообразно сделать в сельском хозяйстве", – считает зампредседатель правления ЕАБР.
Евгений Винокуров отмечает, что единого решения для всех стран Центральной Азии нет. Решение должно быть приспособлено к национальным традициям, к климату, к выращиваемым культурам, поскольку они требуют разного количества воды и способа орошения.
"Казахстан очень разный: южный Казахстан – это одно, центральный и северный Казахстан – другое. Способы орошения отличаются. Современным методом является лазерная планировка полей, когда поле выравнивается, чтобы в нем не было рельефа, чтобы вода не застревала в одном месте, а текла правильно по бороздкам и орошалась бы все поле. Дождевальное орошение перспективно для Казахстана", – заключил он.
Евразийский банк развития – это международная финансовая организация, осуществляющая инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже более 17 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Уставный капитал ЕАБР составляет 7 млрд долларов США.