АСТАНА, 26 окт — Sputnik. К концу года Казахстан намерен определиться, какая компания выступит партнером по строительству первой в республике атомной электростанции. С таким заявлением в конце минувшей недели выступил генеральный директор "Казахстанских атомных электрических станций" Тимур Жантикин.
Немногим ранее – в начале сентября – президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев
предложил вынести вопрос о строительстве АЭС на общенациональный референдум, высказав необходимость во всестороннем широком обсуждении данного вопроса.
Опрос граждан на тему "Отношение казахстанцев к строительству АЭС", который провело Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope при поддержке фонда им. Конрада Аденауэра совместно с исследовательским центром Paperlab показало:
46,6% респондентов
поддерживают строительство
37,7% опрошенных высказались
"против".
Подробнее о том, что думают казахстанцы, насколько безопасно строительство АЭС и почему аргументы противников инициативы зачастую основаны на недостаточной информированности – в материале корреспондента Sputnik Казахстан.
Что казахстанцы думают о строительстве АЭС
Demoscope получит ответы 1100 человек разных возрастных групп в 17 областях и городах республиканского значения.
Большинство опрошенных поддержали идею строительства АЭС в Казахстане (30,8% "однозначно поддерживают", 15,8% "скорее поддерживают). Среди наиболее популярных аргументов "за" – решение проблемы дефицита электроэнергии, снижение тарифов на электричество и привлечение в страну новых технологий.
Не поддерживают инициативу 37,7% опрошенных (25% "не поддерживают совсем", 12,7% - "скорее не поддерживают").
Подавляющее большинство противников строительства АЭС объясняют свою позицию опасениями аварии и утечки радиации. Чуть менее популярный аргумент "против", но, тем не менее, набравший большое количество голосов – опасения экологических последствий. Небольшой процент опрошенных также заявил, что строительство АЭС приведет к росту зависимости Казахстана от России.
Также большинство опрошенных высказалось за то, чтобы при строительстве АЭС Казахстан сотрудничал с российской компанией – за такой вариант проголосовали 23,3% респондентов.
Вторым по популярности ответом стал "ни с кем, я против строительства". Замкнула тройку наиболее популярных у казахстанцев ответов южнокорейская компания.
Насколько безопасны АЭС нового поколения?
"Казахстан будет строить атомные станции на современных энергоблоках поколения "3+". В случае аварии работа блока автоматически останавливается, процесс глушится, отключается система, и энергоблок перестает генерировать электроэнергию", - пояснил замруководителя российского экономического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев.
Вероятность аварии на АЭС нового поколения крайне мала, рассказал ведущий аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
"Ранее на АЭС не был установлен реактор нового поколения "3+". К примеру, авария на Чернобыльской АЭС во многом была вызвана человеческим фактором – точнее, чередой ошибок.
На Фукусиме авария была вызвана стихийным бедствием – во время землетрясения автоматически сработала защита, реактор заглушили, и его нужно было остужать, но последовавшее за землетрясением цунами просто начало всё смывать, тогда как АЭС, хоть сама и вырабатывает электричество, должна быть запитана от внешнего источника. То есть после стихийных бедствий работа АЭС остановилась – она оказалось обесточенной, и энергию получал один генератор, который стоял на земле, а остальные смыло. Насосы, в которых циркулировала вода и с помощью которых остужались энергоблоки, не работали, из-за чего они перегрелись и взорвались", - рассказал эксперт.
По его словам, после этого требования к безопасности для АЭС изменились: обязательным условием стала установка генераторов на крыше и резервной системы энергоснабжения.
"Реакторы поколения "3+" разработаны, опираясь на опыт эксплуатации легководных реакторов в США, Японии и Западной Европе. Ужесточены требования, которые гарантируют, что подобная авария не повторится", - пояснил Юшков.
Казахстанский энергетик-ядерщик Тимур Жантикин подчеркнул, что при реализации проектов АЭС вопросы безопасности всегда стоят на первом плане.
"Сегодня детально проработаны технологии и инфраструктура, включающая не только технические вопросы, но и правовые, регуляторные, организационные и другие, которые обеспечивают необходимый уровень ядерной, радиационной, экологической и физической безопасности объектов атомной энергетики. И мы для своей первой АЭС рассматриваем реакторы 3-го поколения, обладающие повышенной безопасностью и улучшенными экономическими характеристиками", - подчеркнул генеральный директор "Казахстанских атомных электрических станций".
Один из ключевых факторов, влияющих на восприятие строительства АЭС, это степень осведомленности населения. Исследование Demoscope, отметили опрошенные Sputnik Казахстан эксперты, в очередной раз продемонстрировало недостаточную осведомленность общества о планах правительства по строительству АЭС.
Например, 36,8% казахстанцев ничего не знают и не слышали о планах правительства построить атомную электростанцию, а еще 29,1% ответили, что "что-то слышали, но не знают подробностей".
Ведущий авторской программы "Байдильдинов. Нефть", экс-советник министра энергетики Олжас Байдильдинов видит проблему в слабой информационной работе с населением Казахстана по вопросу строительства АЭС.
"Не все знают, что атомная энергия в мире развивается. Сегодня в мире действует более 440 ректоров. Также порядка 50 находятся на стадии строительства. Атомная энергетика остается прерогативой развитых и богатых стран", - заявил он.
Нужен ли референдум по АЭС в Казахстане?
"Вопрос строительства АЭС не надо политизировать, – считает экс-вице-министр энергетики Казахстана Бакытжан Джаксалиев. – Специалисты есть, они сами и должны решить. Даже референдума проводить не надо. В начале 1990-х у нас уже были готовые документы по строительству атомной электростанции в Казахстане".
По мнению политолога Данияра Ашимбаева, казахстанским властям пора перестать оглядываться на Запад и решить вопрос с АЭС.
"В свое время в 1999 году из-за влияния США было принято решение о выводе из эксплуатации Мангистауского атомно-энергетического комбината (МАЭК). Реактор мог еще работать долгое время, но Штаты боялись, что технология быстрых нейтронов, которая была использована в реакторе, имела возможность нарабатывать топливо, пригодное для производства атомного оружия. Тогда под давлением Вашингтона Казахстан вывел из эксплуатации МАЭК и получил за это определенную компенсацию в виде вливания средств в инфраструктуру. Хотя МАЭК работал не только на электроэнергетику, но и занимался и опреснением воды, и теплоснабжением Мангистауской области. Он и сейчас этим занимается, но отношение к нему стало хуже, нет прежних мощностей", - рассказал Ашимбаев.
Сейчас же, по мнению политолога, Казахстан склоняется к проектам "Росатома".
"Я думаю, что решение в отношении "Росатома" принято давно. Просто власти не решаются поставить точку в этом вопросе. Надо перестать оглядываться на Запад и принять адекватное решение. Казахстан, как правило, склонялся к проектам "Росатома", учитывая технологические преимущества и опыт взаимодействия стран в этих вопросах. Но опять начинается мощнейшее давление со стороны Запада, и проект опять ставят на паузу", - говорит Данияр Ашимбаев.
Почетный энергетик Казахстана Петр Своик считает, что вопрос выбора дальнейшего развития электроэнергетики Казахстана – это сугубо профессиональный вопрос.
"Это будет четвертый референдум, который станет судьбоносным. Первые два были в 90-х годах, которые надолго определили судьбу Казахстана. Третий прошел в 2022 году. Он отменил старый Казахстан. Предстоящий референдум определит энергетическое будущее страны, но у властей есть несколько упущений.
Во-первых, многие вопросы, упакованные на референдуме в ответы "да" или "нет", доступны только высококомпетентным специалистам. Во-вторых, отсутствие исходной базы у населения – ответственные за электроэнергетику органы должны были сформировать перечень проблем, чтобы избиратели на основе этого могли бы выражать свое мнение", - рассказал эксперт.
Поможет ли АЭС снизить тарифы?
Сегодня Казахстан на 10% зависит от поставок электроэнергии из России, заявил Олжас Байдильдинов.
"Если бы этого (поставок из России - Sputnik) не было, то в день по 2-3 часа мы сидели бы с веерными отключениями по всей стране. Атомная энергия – стабильный источник энергии, который необходим Казахстану", - подчеркнул он.
Но, по его мнению, дешевым этот источник энергии не является.
"Многие не знают либо думают, что это будет дешевле. Это не будет дешевле. Стоимость атомной энергии – кВт-ч – будет составлять примерно 50-60 тенге. То есть в три раза выше, чем текущий уровень", - говорит Байдильдинов.
Однако впоследствии – после возврата средств, инвестированных в строительство – тариф может быть снижен, в результате чего станет более доступным для населения, считает Игорь Юшков.
"Казахстан и "Росатом" – если партнером по строительству выступит он – должны будут договориться о тарифе на электроэнергию с атомной станции на несколько лет. В тариф будет заложена инвестиционная надбавка, – рассказал эксперт. – АЭС строить дорого, но эксплуатировать ее дешево. То есть себестоимость производства электроэнергии ежесуточно будет значительно меньше, чем на других станциях, за исключением гидростанций. Однако на первых этапах работы АЭС тариф не будет низким просто потому, что за счет тарифа будут возвращаться вложения, которые были сделаны на этапе строительства", - пояснил Юшков.
Решится ли проблема энергодефицита?
По словам генерального директора ТОО "Казахстанские атомные электрические станции" Тимура Жантикина, строительство АЭС действительно частично решит вопрос нарастающего дефицита электроэнергии в стране.
"Конечно, строительство одной станции не решит проблему [полностью], поэтому надо разрабатывать и принимать программу развития атомной энергетики на долгосрочную перспективу. Так как стабильная и надежная энергетика является гарантом устойчивого развития всей экономики страны", - сказал он.
Планируется, что мощность станции будет до 2800 МВт, что составляет 8-10 % генерации энергосистемы Казахстана. По предварительным подсчетам, цена за электроэнергию с АЭС будет от 6 до 12 центов за киловатт в час, добавил Жантикин.
"Мы должны понимать, что по состоянию на сегодня электроэнергии в Казахстане уже не хватает для 20 млн человек. По прогнозам, к 2040 году в стране будет проживать 25 млн человек. АЭС же, согласно данным Минэнерго, появится лишь в 2035 году. То есть она не покроет тот дефицит, который есть у нас сейчас. Нам нужно как минимум три станции уже сегодня", - считает Олжас Байдильдинов.
Отметим, согласно данным опроса Demoscope, большинство респондентов сталкивались с перебоями электричества в местах их проживания за последние 12 месяцев.
Большинство опрошенных также заявили об актуальности проблемы дефицита электроэнергии в Казахстане.
Почему большинство – за российские технологии?
Радует, что у казахстанцев есть понимание российских технологий по строительству АЭС, заявил Олжас Байдильдинов.
"Россия строит много энергоблоков по всему миру. К примеру, это атомный энергоблок в Турции, в Эмиратах, в 2020 году вели в строй первую станцию на Ближнем Востоке за $25 млрд... В Казахстане где-то половина от этой мощности будет, поэтому и звучат такие цены, как $12-15 млрд", - говорит эксперт.
"Важно, что у нас общая научная и инженерная школа, единые технические стандарты и регламенты. АЭС - технологически сложный проект и часто иностранные фирмы тратят много времени на адаптацию своего оборудования под технические нормы и требования страны, где реализуется проект. В случае России и Казахстана мы изначально говорим на одном языке - благодаря общему прошлому и совместной работе в ЕАЭС. А это упрощает коммуникацию и снижает затраты – не только временные, но и финансовые", - заявил замруководителя экономического департамента российского фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев.
Речи об увеличении зависимости Казахстана от России в случае строительства АЭС не идет, поскольку страны во многом созависимы, считает Игорь Юшков.
"Казахстан - мировой лидер по запасам и добыче урана. Поэтому, когда мы говорим, что при развитии газовой генерации Казахстан будет зависеть от России, то тут и Россия будет зависеть от рынка сбыта Казахстана – это взаимная зависимость. Также и в атомной энергетике – это приемлемая созависимость, так как "Росатом" зависит от поставок урана из Казахстана. Просто дело в том, что Казахстан сам не делает ядерное топливо", - пояснил эксперт.
К слову, о планах производства собственного топлива ранее говорил генеральный директор "Казахстанских атомных электрических станций" Тимур Жантикин.
"Важный вопрос — это привлечение технологий. Например, у нас есть топливный завод, и мы хотим, чтобы топливо (для АЭС – Sputnik) делали у нас. Поэтому этот вопрос мы тоже прорабатываем", - заявлял он.
О вопросах экологии и дороговизны проекта
Игорь Юшков отмечает, что на начальном этапе строительство АЭС будет достаточно затратным проектом. Но если будет строить "Росатом", то, по словам эксперта, компания придет в Казахстан сразу со своим кредитом.
"Россия дает кредит "Росатому". Он, в свою очередь, строит станцию для принимающей страны. Это с экономической точки зрения выгодно для Казахстана. Вложенные деньги "Росатом" потом компенсирует за счет продажи электроэнергии. То есть преимущества для "Росатома" в том, что он приходит со своим кредитом и технологиями, сам строит и поставляет ядерное топливо, обучает персонал, либо дает свой", - пояснил Юшков.
Также, отметил эксперт, АЭС по сравнению с другими источниками энергии – например, с тем же углем, является гораздо более экологичной.
"С точки зрения влияния на климат – тоже не сильно отличается. Даже Евросоюз признал атомную энергетику, ровно, как и газовую, как способствующую энергетическому переходу на "зеленый" и низкоуглеводный источник энергии", - заключил он.