АСТАНА, 21 окт - Sputnik. Инициатива "Один пояс, один путь" является "ключом" для решения главной структурной проблемы для стран Центральной Азии - вопрос выхода к морю и снижения транспортных издержек, убежден главный экономист Евразийского банка развития Евгений Винокуров.
Своим видением ситуации он поделился в газете "Цзинцзи Жибао" (Economic Daily), передает пресс-служба банка.
"Главный структурный вызов для Центральной Азии — это то, что ни одна из ее стран не имеет выхода к морю. Отсюда высокие транспортные издержки и уязвимость логистических цепочек", - отметил Винокуров.
За последние два десятилетия, отметил он, Центральная Азия претерпела огромные структурные изменения. ВВП стран региона в 2022 году, по подсчетам банка, превысил 405 миллиардов долларов, за последние 20 лет увеличившись в 6 раз, а средний темп экономического роста составил 6,2% — быстрее развивающихся стран и более чем в 2 раза быстрее мира в целом.
Стратегическая роль Центральной Азии будет возрастать для ближайших соседей и стратегических экономических партнеров, убежден Винокуров.
Все без исключения государства Центральной Азии поддержали инициативу "Один пояс, один путь". Развитие инфраструктуры и повышение экономической связанности имеют для всех стран Центральной Азии первостепенное значение, особенно с учетом того, что все они не имеют выхода к морю.
Роль ЦА в развитии транзита из КНР в ЕС
С 2013 по 2022 год количество транзитных контейнерных поездов через Центральную Азию, прежде всего Казахстан, возросло в 200 раз.
По Северному маршруту через Казахстан и Россию только в 2022году прошло 6 тысяч поездов, а объем перевезенных контейнеров составил 681 тысячу ДФЭ (Двадцатифу́товый эквивале́нт — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств).
Стоимость товаров, перевезенных по этому маршруту в 2022 году, оценивается в 30 миллиардов долларов, что составляет около 4% от общей стоимости торговли между Китаем и странами ЕС.
"Центральная Азия находится в центре перекрестка международных транспортных коридоров, соединяющих Китай со странами Европы и Ближнего Востока", - отметил Винокуров.
Он добавил, что по Транскаспийскому маршруту через Казахстан, Азербайджан и Грузию за последние 6 лет объем перевозок контейнеров вырос почти в 4 раза (с 8,9 до 33 тысяч ДФЭ). Осваивается и Восточный маршрут транспортного коридора "Север — Юг" для организации перевозок между Китаем и странами Персидского залива.
Совместное создание "Пояса и пути" обеспечивает взаимосвязанность, постоянно углубляет координацию политики, инфраструктурную связанность, торговлю без ограничений, финансовую интеграцию и связи между людьми, а также постоянно расширяет области сотрудничества, подчеркнул Винокуров.
Центральная Азия - ядро транспортного каркаса континента
Евразийский банк развития разработал термин и концепцию Евразийского транспортного каркаса, заявил Евгений Винокуров.
Он используется для обозначения одного из ключевых инвестиционных мегапроектов банка и направлен на развитие сети сопрягающихся широтных и меридиональных международных транспортных коридоров и маршрутов, обеспечивающих торгово-экономические связи стран Центральной Азии с важнейшими рынками, а также реализацию транзитного потенциала коридоров, связывающих Китай, Европу и Ближний Восток.
"Смысл транспортного каркаса в том, что на евразийском пространстве в целом и в Центральной Азии в частности нужно создать эффективный транспортный "скелет", объединяющий оси "Восток — Запад" и "Север — Юг". Эти оси, проходя через Центральную Азию, позволяют получить существенную экономическую синергию", - заявил Винокуров.
В числе следующих важных шагов связанности ОПОП и Центральной Азии главный экономист назвал увеличение связанности в финансовой сфере: финансовых услугах и трансграничных платежах.