АЛМАТЫ, 20 окт — Sputnik. Двусторонний товарооборот между Казахстаном и Китаем в прошлом году достиг 31 миллиарда долларов. Страны намерены увеличить эту цифру до 40 миллиардов. Однако товарное наполнение важнее цифр, считает экономист Ануар Нуртазин. Об этом он заявил в мультимедийном пресс-центре Sputnik Казахстан.
Экономист Нуртазин Ануар Абаевич
© Sputnik / Санат Имангалиев
"Увеличение товарооборота до 40 миллиардов, конечно, замечательно, но также важно и товарное наполнение. Нарастить можно практически до любых цифр. Победы в статистике еще не сделали ни одну страну ни богаче, ни счастливее", – сказал Ануар Нуртазин.
По мнению экономиста, вопросы вызывает качество торговли. Он отмечает, что в рамках инициативы "Один пояс, один путь" более значительными будут инвестиции Китая не только в добывающую сферу, но также в базовые отрасли экономики и инфраструктурные проекты. К сожалению, крупные проекты проходили вне этой инициативы, подчеркнул спикер.
Ануар Нуртазин также обратил внимание на "низовое" экономическое взаимодействие, примерами которого он назвал безвизовый режим, обмен студентами. Цель сотрудничества на этом уровне, по мнению Нуртазина, - нивелировать языковой барьер и экономически привлекать.
"Нельзя построить конструкцию хороших экономических отношений на высоком уровне, пока малый и средний бизнес и гражданское население будет либо нейтрально, либо негативно относиться к изменениям. Потому что фактическим бенефициаром любых экономических договоренностей должен быть народ Казахстана. К сожалению, пока явных точек роста макроэкономика нам не дала. Мы надеемся на лучшее", – добавил он.
Экономист отметил, что за последние 13-15 лет Китай вышел на второе место по нетто-поставкам капитала на мировой рынок. При этом большая часть этого капитала идет в Америку. В пятерку крупнейших поставщиков капитала входят Германия, Китай, Япония и Россия, а развивающиеся рынки терпят недофинансирование.
"Стоимость капитала у нас очень высока, при этом отдача на рост, учитывая низкую базу, очень привлекательна. Привлекательность вкупе с обеспечением прозрачности и экономической стабильности будет являться залогом успеха инициативы "Один пояс, один путь", - отметил спикер.
По словам Нуртазина, важно, чтобы у казахстанской стороны было четкое понимание того, что должна быть защита рядового гражданина.
"Именно простой гражданин формирует платежеспособность малого бизнеса, а малый бизнес аккумулирует платеж для среднего бизнеса. Только тогда мы сможем получить более устойчивый экономическую систему или модель", – добавил он.
Нам нужно учиться друг у друга
Ануар Нуртазин считает, что в Казахстане отсутствует стратегическое целеполагание в экономике.
Не только в экономике, но и в науке и технике "отсутствует связь между элитами и умами", подчеркнул он. Этот разрыв с 2011-2021 годов привел к падению экономики в Казахстане на душу населения на 13,7%, тогда как в Китае рост экономики составил плюс 124%. Казахстану есть чему поучиться у Китая, считает эксперт.
"Есть сказка, что государство всегда неэффективный менеджер. Эта сказка была придумана на заре распада Советского Союза. Многие экономисты до сих пор с этим спорят", - заявил он.
В сфере продуктов питания, мелкой торговли или услуг государство, конечно, не должно вмешиваться, полагает эксперт.
"Однако в стратегически регулируемых отраслях государство не то, во что не должно вмешиваться – оно обязано гарантировать стабильность, предсказуемость и прозрачность. Примером очень эффективного государственного регулирования, государственного патернализма является Япония, Китай, Германия. Соответственно, здесь нам нужно учиться у Китая в рамках "Одного пояса, одного пути", – резюмировал Ануар Нуртазин.
С этим мнением согласился и председатель "Ассоциации исследователей Китая" Казбек Майгелдинов. По словам эксперта, Казахстану необходимо поднять внутреннее производство, как это было сделано в Китае.
"Как Китай стал экономикой №2? В каждой провинции Китая появлялись мануфактуры – маленькие фабрики и небольшие заводы, выпускающие различную продукцию. Нам тоже следует создавать такие маленькие цеха и заводы, и от этого переходить к глубокой переработке. Мы должны глубоко переработать то сырье, которое у нас есть. В этом плане совместное строительство за счет китайских инвестиций придало бы импульс", – сказал он.
На суше, на море, в воздухе
Казбек Майгелдинов обратил внимание, что Касым-Жомарт Токаев заявил о заинтересованности Казахстана быть не только транзитной страной, но и транзитным хабом для Китая, Центральной Азии, Европы и Ближнего Востока.
Председатель "Ассоциации исследователей Китая", член национального курултая при Президенте Республики Казахстан Майгельдинов Казбек Умирзакович
© Sputnik / Санат Имангалиев
Для этого президент Казахстана предложил создать сухие порты на пограничных пунктах Бахты (Абайская область) и Калжар (Восточно-Казахстанская область). По мнению политолога, если в Казахстане появятся еще два новых сухих порта, это даст возможность регионам привлечь инвестиции и расширить торговое сотрудничество.
На сегодня пропускная способность портов Актау и Курык используется не на полную мощность, убежден он. Чтобы увеличить их потенциал, также перевозить больше товаров на суше и по морю, президент Казахстана предложил построить в ближайшие 3-4 года 1 300 километров железных дорог.
Эксперт отметил, что половина торговли Китая с Европой идет морским путем, затем идет воздушный и наземный. Казахстан также хочет увеличить свое участие в этом и предлагает мировым авиакомпаниям использовать воздушный потенциал Казахстана.
"Целью инициативы "Один пояс, один путь" является снижение уровня бедности и создание новых рабочих мест. Казахстан должен извлечь выгоду из этой инициативы", – подытожил Казбек Майгельдинов.
Он подчеркнул, что сегодня, по оценкам экспертов, за черту бедности уже вышли более 40 миллионов человек и создано около 200 тысяч новых рабочих мест. У инициативы есть новая цель – до 2030 года около 70 миллионов человек должны выбраться из бедности и должно быть создано более 400 тысяч рабочих мест.