ПЕТРОПАВЛОВСК, 9 окт — Sputnik. В Петропавловске за коррупцию осуждены работники отдела ЖКХ и подрядчики, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
На скамье подсудимых - бывший заместитель главы городского отдела ЖКХ Бахыт Ильясов, который на момент ареста уже руководил управлением энергетики и ЖКХ Северо-Казахстанской области.
Кроме него по делу проходили еще три человека: глава государственного коммунального предприятия "Коммунхоз" Жандарбек Айтбаев, директор ТОО "Даму-2013" Серик Шаимов и заместитель директора ТОО "Астана Жол Кызмет" Урустем Махмутулы.
Как следует из материалов дела, заместитель руководителя отдела ЖКХ Ильясов с 17 мая по 19 августа 2021 года, действуя в группе с директором ТОО Шаимовым при пособничестве руководителя ГКП Айтбаева, заключал договоры по текущему ремонту грунтовых дорог по завышенной сметной стоимости и принимал фактически невыполненные объемы работ. В результате этих действий подсудимые совершили хищение бюджетных средств на более 35 млн тенге.
"За это Ильясов получил от предпринимателей Махмутулы и Шаимова взятку в виде оплаты ими суточного проживания в отеле Rixos Hotel Borovoe его семьи (155 тысяч тенге), а также квадроцикла стоимостью 5,7 млн тенге. Кроме того, Ильясов, обратив внимание на находящийся в пользовании Махмутулы автомобиль марки "Тойота Лэнд-Крузер 200", зарегистрированный за ТОО "Даму-2013", решил поменять его на свой более дешевый автомобиль марки "Лексус-570", получив выгоду в 12 млн тенге", - зачитала приговор судья Петропавловского городского суда Тахмина Собирова.
За свои деяния Ильясов обвинялся в растрате и получении взяток, Айтбаев – в пособничестве, Шаимов – в растрате и даче взяток, Махмутулы – в пособничестве и даче взяток. Отметим, что подсудимые вину не признали в полном объеме. В частности, Ильясов утверждал, что передал бизнесмену за номер в отеле наличными, квадроцикл взял во временное пользование, а разницу в стоимости автомобилей отдал, заняв деньги у родственника.
Кроме того, защитники подсудимых отмечали, что судебные строительно-экономические и технические экспертизы являются некорректными, поскольку проведены по истечении гарантийных сроков, соблюдаемых при текущем ремонте автомобильных дорог. Подсудимые также настаивали на необъективности производства экспертизы и недостоверности оценки суммы ущерба.
Суд пришел к выводу, что вина подсудимых в инкриминируемых деяниях нашла полное подтверждение. Прокурор, поддержав обвинение, просил назначить каждому из подсудимых наказание в виде реального лишения свободы.
Суд признал обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность и наказание подсудимых, наличие у них малолетних детей, отягчающим обстоятельством – нарушение Ильясовым присяги.
Подсудимые признаны виновными и осуждены: Ильясов к восьми годам лишения свободы; Махмутулы и Шаимов - к 7,5 годам лишения свободы каждый; Айтбаев - к семи годам лишения свободы. Местом отбывания наказания определено учреждение УИС средней безопасности.
После оглашения приговора суда родственники и друзья подсудимых выразили свое возмущение. Они заявили, что вопреки показаниям множества свидетелей и экспертов "в приговоре все указано в точности так, как написала антикоррупционная служба".
Приговор не вступил в законную силу, подсудимые собираются его обжаловать.
Осталась недосказанность
В заключение хочется отметить, что отдел ЖКХ городского акимата и государственное коммунальное предприятие "Коммунхоз" не раз попадали в скандальные истории. Один из самых громких скандалов разгорелся в прошлом году. Тогда руководители десятков фирм-подрядчиков заявили, что городской акимат и "Коммунхоз" задолжали им деньги за работу - в общей сложности порядка миллиарда тенге.Как выяснилось, по сути предприятие "Коммунхоз", основным учредителем которого является аппарат акима города - посредник между городским акиматом, который заказывает работы по благоустройству города, и субподрядчиками, которые эти работы выполняют. На счету этого странного государственного предприятия нет средств, а на балансе - нет имущества.
Когда возникла ситуация с задолженностью перед предпринимателями, представители акимата города заявили, что у госоргана перед "Коммунхозом" задолженности нет. Все суммы по договору выплатили. А больший объем услуг акимат… не заказывал.
"ГКП "Коммунхоз" является самостоятельным юрлицом. Сейчас говорить о том, что его сподвигло заключать дополнительные договоры на дополнительные объемы, смысла нет. На нас ложится тень ответственности неоплаченных договоров. Говорить сейчас, что мы оплатим эту задолженность, я не могу. Не вижу правовых оснований. Мы не заказывали этот объем, дополнительных договоров у нас не было. Мы оплачивали "Коммунхозу" тот объем, на который акты нам предоставлялись", - заявил в июле прошлого года на встрече с предпринимателями представитель акимата, на тот момент исполнявший обязанности акима города Жанболат Батырбеков.
Он добавил, что в настоящее время "Коммунхоз" не имеет возможности оплачивать, и, скорее всего, следующим этапом станет процедура банкротства предприятия.
Столь сложная и посредническая схема проведения госзакупок тогда вызвала вопросы у антикоррупционной службы.
"В целом скажу, что касательно проведения госзакупок здесь есть коррупционные риски… По поводу "Коммунхоза" мы тоже поднимали вопрос. По сути, подведомственная организация имеется, но там один руководитель, работников нет, техники там практически тоже нет. Поэтому встает вопрос: если там некому работать, кто тогда работал со всеми этими предпринимателями? Такой резонный вопрос возникает, поэтому по поручению руководства области мы будем ставить вопрос о проведении внешнего анализа коррупционных рисков", – отметил в июле прошлого года на встрече с предпринимателями на тот момент первый заместитель руководителя Антикоррупционной службы по СКО Нурлан Жахин.
Однако в данном уголовном деле вопреки ожиданиям общественности ни мутная схема проведения многомиллиардных госзакупок, ни ситуация с обманутыми бизнесменами, которые до сих пор не могут получить свои деньги, не рассматривалась. Оставшуюся недосказанность североказахстанцы активно обсуждают в соцсетях. Впрочем, то, что "Коммунхоз" – организация не совсем законная, в материалах дела все-таки прозвучало.
"Эта схема заключения договоров давала возможность привлечь в качестве субподрядной организации любую компанию, вопреки принципам оптимального и эффективного расходования денег, добросовестной конкуренции среди поставщиков, а также открытости и прозрачности процесса государственных закупок", - указано в материалах уголовного дела.