Преследовал с ружьем на джипе: громкое дело о живых мишенях рассмотрели в Петропавловске

Известный в регионе аграрий Бари Амоев, неоднократно становившийся героем скандалов, которые расследовали правоохранительные органы и рассматривали суды, выступил в деле и как обвиняемый, и как потерпевший
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ПЕТРОПАВЛОВСК, 29 сен – Sputnik. Судебная коллегия по уголовным делам Северо-Казахстанского областного суда рассмотрела громкое дело в отношении сельчанина, осужденного районным судом за избиение крупного фермера Бари Амоева.
Постановлением коллегии подсудимый был немедленно освобожден из-под стражи в зале судебного заседания, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Инцидент произошел в апреле прошлого года на поле между селами Молодогвардейское и Золотая Нива района Магжана Жумабаева. Причем известный в регионе аграрий Бари Амоев, неоднократно становившийся героем скандалов, которые расследовали правоохранительные органы и рассматривали суды, выступил здесь и как обвиняемый, и как потерпевший.

Живые мишени

Как говорится в приговоре Петропавловского городского суда, вечером 26 апреля подсудимый Амоев Бари Сотоевич направлялся по полевой дороге из села Золотая Нива района Магжана Жумабаева в сторону села Молодогвардейское этого же района. Якобы он объезжал поля в поисках похищенных у него запасных частей.
"Амоев увидел приближающихся к нему жителей села Молодогвардейское 23-летнего Евгения Фадеева, который управлял скутером, и 14-летнего Аслана Жандарбека, который управлял мопедом. Амоев остановил свою автомашину, Фадеев и несовершеннолетний Жандарбек также прекратили движение. Амоев, подозревая, что они могут быть причастны к краже его имущества, выйдя из салона автомашины, направился к Фадееву, который стоял около скутера. В ходе разговора между ними произошел словесный конфликт, после которого Амоев нанес один удар рукой в область лица Фадеева, а затем стал высказывать в их адрес угрозы убийством и физической расправой", - следует из приговора суда.
Парень и подросток поняли, что мужчина не шутит, когда он "вернулся к своей автомашине, откуда демонстративно достал ружье марки ТОЗ 34Р 12-го калибра".
"Потерпевший Фадеев, несовершеннолетний потерпевший Жандарбек, видя, что Амоев был настроен агрессивно по отношению к ним, в силу своих физических возможностей не могли оказать должного сопротивления, реально опасаясь за свою жизнь и здоровье, и попытались скрыться от Амоева. При этом потерпевший Фадеев, оставив скутер около автомашины Амоева, забежал в лесопосадку, где укрылся от преследования. Несовершеннолетний Жандарбек развернул свой мопед и поехал обратно по полевой дороге, затем, свернув в кусты, стал двигаться в направлении села Молодогвардейское. Амоев, продолжая свои преступные действия, снарядил ружье патронами и произвел из ружья один выстрел в неизвестном направлении", - говорится в приговоре.
Евгений Фадеев, который работает пастухом у отца подростка Назымбека Кенжебаева, в заявлении в прокуратуру написал, что Амоев стрелял не единожды и преследовал его на джипе, когда тот убегал. Только Амоев и на следствии, и в суде категорически все отрицал, в том числе и стрельбу.
"Подсудимый Амоев, не признавая вину в совершении уголовного правонарушения, суду показал, что 26 апреля 2022 года в вечернее время выехал для объезда своих полей, так как от неизвестного ему лица поступила информация, что он знает место, где находятся украденные у него запасные части. По дороге ему встретился парень на скутере. Потерпевшего несовершеннолетнего Жандарбек он вообще там не видел. Амоев остановил машину, открыл окно и спросил у него, что он тут делает, на что парень ответил, что ищет лошадей. На что Амоев сказал ему, чтобы он уходил отсюда, так как тут нет никаких лошадей. Более данного парня он не видел", - говорится в приговоре.
После того, как поиски не дали результатов, Амоев, согласно его показаниям, возвращаясь назад, увидел скутер, но самого парня рядом не было. Тогда он позвонил своему бригадиру и попросил приехать, чтобы забрать данный скутер для установления его хозяина, так как думал, что этот парень причастен к хищению запасных частей.
"Вину Амоев не признал полностью, считает, что его оговаривают, никому он не угрожал, а тем более не стрелял. Считает, что вся указанная ситуация спланирована", - говорится в приговоре.
Но, несмотря на непризнание подсудимым совершения умышленного правонарушения, вина Амоева была подтверждена показаниями потерпевших, свидетелей, допрошенных в ходе судебного заседания, а также материалами дела.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы следует, что у Фадеева имеется кровоподтек левой скуловой области, свидетельствующий о нанесении легкого вреда здоровью. Телесные повреждения обнаружены были и у несовершеннолетнего Аслана Жандарбек - ссадины правого предплечья, левой голени, правой голени, кровоподтеки левой голени.
А заключение судебно-баллистической экспертизы показало, что выстрелы из ружья Амоева производились.
Суд посчитал, что "квалификация действий подсудимого правильно определена по статье 115 УК как угроза убийством и причинением тяжкого вреда здоровью при наличии достаточных оснований опасаться приведения этой угрозы в исполнение". В результате суд приговорил: признать Амоева Бари Сотоевича виновным в совершении уголовного правонарушения и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 месячных расчетных показателей (на тот момент 306 тысяч 300 тенге).
Приговор не удовлетворил обе стороны. Сельчане возмутились мягкости наказания, поскольку Амоев не только угрожал, но и стрелял по кустам, через которые убегали перепуганные парень и подросток. А сам Амоев подал апелляцию, в которой требовал его полностью оправдать. Но апелляционная коллегия областного суда приговор оставила без изменения, за исключением нескольких незначительных нюансов.

Кто был охотник? Кто добыча?

Продолжение этого же дела рассматривалось уже в Кызылжарском районном суде. Только на этот раз Бари Амоев выступал в роли потерпевшего, а на скамье подсудимых оказались отец несовершеннолетнего Аслана Жандарбек - Назымбек Кенжебаев - и его односельчанин Виктор Попандопол.
Дело в том, что напуганный и шокированный подросток позвонил своему отцу и рассказал, что в них с Фадеевым стрелял Амоев и отобрал у них скутер. Назымбек Кенжебаев в это время был в гостях у своего приятеля Виктора Попандопола, с ними были еще односельчане.
Позвонив предварительно участковому, которому сообщил, что Амоев стрелял в людей, Назымбек Кенжебаев собрался ехать на поле выручать сына. Приятели его одного не отпустили, поскольку у Назымбека были давние неприязненные отношения с Амоевым, и он даже отбывал срок по обвинению в поджоге имущества фермера, хотя не признает этого до сих пор.
Как рассказывал в суде подсудимый Кенжебаев, когда они с товарищами приехали на поле, то увидели там Амоева с ружьем, стоявшего возле своей машины. Кенжебаев подходить к Амоеву не стал, лишь крикнул в его адрес нецензурную брань, а двое его односельчан подошли к фермеру, чтобы разоружить его. Один из них - Виктор Попандопол - резко левой рукой схватил ружье, а правой ударил Амоева в область лица слева, после чего последний упал от удара. Второй сельчанин несколько раз ударил лежащего Амоева в область груди ногами.
После Кенжебаев, по его словам, подбежал к Амоеву и попытался остановить своих приятелей, чтобы они перестали того избивать.
"Он пытался поднять потерпевшего на ноги. Лично он Амоеву никаких ударов не наносил. Более того, Кенжебаев считает, что это Амоев совершил преступление, так как стрелял в его сына и пастуха Фадеева, за что Амоев и был осужден. Также Кенжебаев считает, что его хотят незаконно лишить свободы, исковые требования не признал в полном объеме и просит его оправдать", - констатировал при вынесении приговора председатель Кызылжарского районного суда Танат Смагулов.
В ходе судебных заседаний подсудимый Виктор Попандопол давал идентичные показания, настаивая, что это он выбил ружье из рук Амоева и нанес ему один удар кулаком по лицу, потом прикладом ружья по голове. Далее вытащил патроны из ружья и, ударив им об землю, сломал его. При этом Амоев выражался в их адрес нецензурной бранью, а на вопрос почему он стрелял в детей, он не ответил. Но на вынесении приговора Виктора Попандопола не было. Находясь под обязательством о явке, он предпочел отправиться в бега.
Потерпевший Амоев же в суде показал, что Кенжебаев активно участвовал в его избиении. Амоев настаивал на наказании в виде лишения свободы подсудимому в максимальных пределах.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у Амоева были зафиксированы переломы передних отрезков третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого и восьмого ребер справа и задних отрезков 10-го и 11-го ребер справа, в итоге Амоеву нанесен тяжкий вред здоровью.
Суд посчитал, что, несмотря на непризнание подсудимым Кенжебаевым своей вины, его вина в совершении преступления нашла полное подтверждение и доказана показаниями потерпевшего Амоева, свидетелей, заключениями экспертиз.
Суд квалифицировал действия подсудимого Кенжебаева по пункту 5 части 2 статьи 106 УК РК как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц по предварительному сговору. Более того суд отметил особо активную роль Кенжебаева как инициатора совершенного преступления, который собрал других участников, а также учел его прежнюю судимость.
В итоге суд приговорил 38-летнего Кенжебаева к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности. Кроме того, суд постановил взыскать с Кенжебаева в пользу Амоева материальный ущерб в размере 1 млн 371 тысячи тенге и компенсацию морального ущерба в размере 2 млн тенге.

Он, конечно, виноват… Но он не виноват!

Конечно же, не согласившись с приговором Кызылжарского районного суда, Назымбек Кенжебаев подал апелляционную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Казахстанского областного суда.
С февраля этого года длилось судебное разбирательство, в итоге на днях было вынесено постановление судебной коллегии, которая переквалифицировала прежнее обвинение на более мягкую статью.
"26 апреля 2022 года на дороге между селами Молодогвардейское и Золотая Нива Кенжебаев умышленно причинил телесные повреждения потерпевшему Амоеву, в результате чего последнему был причинен вред здоровью средней тяжести. Выводы суда первой инстанции о причинении осужденным тяжкого вреда здоровью потерпевшего носят предположительный характер и объективно опровергаются содержанием исследованной в суде аудиозаписи инцидента, подлинность которой ни одна из сторон не оспаривает", - говорится в постановлении уголовной коллегии областного суда.
Речь идет об аудиозаписи с телефона Амоева, сделанной в момент драки. На ней отчетливо слышны крики Кенжебаева: "Не трогайте, не трогайте его!", "Все, он приплыл", "Пускай забирают его! Он ружьем в человека стрелял!", "Сейчас приедут, заберут его! Не трогайте его!", "По закону пускай! Закон есть на него! Мужики, ну не трогайте!"
И хотя в суде первой инстанции данную запись исследовали, и сам потерпевший Амоев говорил, что она сделана на его телефон, районный суд почему-то не признал ее доказательством.
Согласно выводу судей судебной коллегии по уголовным делам областного суда, "действия иных лиц, которые находились вместе с Кенжебаевым и причинили тяжкий вред здоровью потерпевшего Амоева, не охватывались умыслом Кенжебаева. То есть имел место эксцесс соучастников преступления, за который осужденный Кенжебаев уголовной ответственности не подлежит".
В связи с этим действия Кенжебаева были переквалифицированы судебной коллегией с пункта 5 части 2 статьи 106 УК РК – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц по предварительному сговору – на часть 1 статьи 107 УК РК, то есть умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.
Постановлением судебной коллегии, с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих уголовную ответственность и наказание обстоятельств, осужденному Кенжебаеву по части 1 статьи 107 УК РК назначено наказание в виде одного года лишения свободы.
С учетом времени содержания Кенжебаева под стражей, назначенное наказание постановлено считать отбытым. Кенжебаев был немедленно освобожден из-под стражи в зале судебного заседания.
В остальной части приговор был оставлен без изменения.