К сожалению, его сейчас уже нет с нами, но добрые воспоминания о нем остались. Вот его рассказ.
Убийство сожителей
"В 1988 году в Иртышске (райцентр Павлодарской области - Sputnik) мы работали по раскрытию двойного убийства сожителей", - рассказывал он.
Образ жизни пара вела полукриминальный - постоянные пьянки, скандалы, приведшие к печальному завершению.
Убийство есть убийство, и надо найти виновных. Однако правоохранителям крупно не повезло - они пробыли там около двух месяцев, а преступление так и осталось нераскрытым.
При этом одна из версий была такая: с сожителями расправились их повзрослевшие дети, которых родители бросали, как только они появлялись на свет.
Проверка в отношении погибшего мужчины каких-то ощутимых результатов не дала - он раза два-три сходился и расходился, но неизвестно, были ли вообще от него дети.
А вот у погибшей семейный список оказался куда солиднее. Она родила шестерых: одного мальчика и пятерых девочек, и в отношении всех была лишена родительских прав. Причем бросить ребенка для нее был раз плюнуть.
Полицейским удалось, что называется, восстановить всю ее биографию. Нашли старшего сына - Виктора. Он жил в Черлаке (рабочий поселок, районный центр в Омской области – Sputnik) и работал капитаном теплохода "Ракета". Женат, у него хорошая, благополучная семья, дети.
Нашли еще трех дочерей убитой. Все они воспитывались в детских домах, затем двоих удочерили, а одна - лет тринадцать ей - находилась в детдоме в селе Щербакты.
"И вот мы приглашаем Виктора, задаем ему вопросы: знает ли он, кто его мать, и видел ли ее", - вспоминает Запайщиков.
"Я несколько раз пытался ее найти, но бесполезно - она то тут, то там живет по новым адресам", - ответил он.
Опера рассказали, где она в последнее время жила, и что ее убили. Виктор сразу же поехал в Иртышск, за свои деньги похоронил и женщину, и ее сожителя.
"Теперь хоть буду знать, где моя мать", - грустно сказал он, вернувшись.
И тогда полицейские сообщили ему, что в детдоме живет его сестренка.
"Да вы что? - обрадовался он. - Как ее найти? Помогите мне забрать ее оттуда, она должна жить со мной".
Слезы в глазах оперов
И вот тут опера взялись за не свойственную им работу.
"Обычно, задерживая людей и затем арестовывая их, мы разъединяем семьи. А тут, наоборот, взялись помогать воссоединению семьи", - поделился Запайщиков.
Позвонили в местный райотдел внутренних дел, там помогли оформить все документы. Затем оперативники купили девочке билет до Павлодара, посадили ее на автобус. В городе ее встретил Запайщиков с коллегами, вместе с ней сели на автобус, следовавший в Иртышск, где ждал Виктор.
Говорят, хорошая весть быстро разносится.
"Мы вроде никому не рассказывали о девочке, но, когда подъезжали к Иртышску, все пассажиры уже знали о ее нелегкой судьбе и о том, что она едет на встречу со старшим братом по матери, которого никогда не видела", - рассказывал оперативник.
…На автобусной станции Виктор и его сестренка как будто сразу узнали друг друга – бросились навстречу и обнялись.
"Весь наш автобус плакал. Да и у нас, казалось бы таких прожженных ментов, слезы стояли в глазах", - вспоминал он.
Виктору полицейские рассказали, что нашли еще двух его сестренок, но они удочерены, и разглашать их место жительства и фамилии новых родителей не имели права. Хотя он очень просил хоть издали на них посмотреть…