АСТАНА, 14 сен — Sputnik. Стремительный рост грузоперевозок из Китая в Европу, Россию, страны Персидского залива открывает новые возможности для стран Центральной Азии.
Казахстан находится на перекрестке этих путей. В современных реалиях географическое расположение Казахстана - это серьезное преимущество, которое позволит раскрыть транспортно-логистический потенциал республики. Это отметил и президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании, поручив превратить Казахстан в транспортно-логистическую державу.
“Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны... Доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП Казахстана в течение ближайших трех лет должна достичь не менее 9%", - обозначил глава государства.
С этой целью в Казахстане было восстановлено министерство транспорта.
Какие транспортные узлы и коридоры связывают Север и Юг, Запад и Восток через Казахстан читайте в материале Sputnik Казахстан.
Международные железнодорожные пути
По территории Казахстана проходят Северный и Южный, Среднеазиатский коридор, а также "Север-Юг" и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), актуальность которых в последние годы только растет.
Транскаспийский маршрут пролегает через Казахстан, Азербайджан и Грузию. На сегодня страны и компании отдают предпочтение этому маршруту. Дорога через Казахстан в среднем на три-четыре дня быстрее аналогичных вариантов перевозки, чем через Монголию и Россию. У ТМТМ удобное географическое расположение. Также есть потенциал для дополнительной загрузки.
Транскаспийский маршрут представляет собой комплекс сухопутных и морских маршрутов, обеспечивающих прямую связь между Европой и Азией. Как раз на развитие ТМТМ ставит акцент президент Казахстана.
Северный коридор связывает Западную Европу с Китаем, Корейским полуостровом и Японией. В Казахстане проходит по участку Достык/Алтынколь – Актогай – Мойынты, Астана – Костанай/ Петропавловск.
Южный коридор соединяет Китай и страны Юго-Восточной Азии через страны Центральной Азии, Иран, Турцию. В Казахстане это железная дорога Алтынколь – Алматы – Шу – Арысь – Сарыагаш.
Среднеазиатский коридор соединяет страны Центральной Азии с Северо-Западной Европой. В Казахстане пролегает по пути Сарыагаш – Арысь– Кандыагаш – Озинки.
Коридор Север-Юг проходит от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи через Казахстан – Илецк/Озинки, Бейнеу – Озень – Болашак.
Международные автомобильные дороги
В Казахстане восемь транзитных коридоров, через которые осуществляется международная торговля.
"Западная Европа – Западный Китай" имеет протяженность 2,7 тысяч км.
"Алматы – Караганда – Астана – Петропавловск – граница России на Курган" составляет 1,9 тыс. км.
"Астана – Костанай – граница России на Челябинск" равен 860 км.
"Граница Китая – Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар – граница России на Омск" имеет протяженность 1,1 тысяч км.
"Алматы – Талдыкорган – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница России на Барнаул" равен 1,2 тысяч км.
"Актобе – Кандыагаш – Макат – Атырау – граница России на Астрахань" длиной 893 км.
"Актобе – Уральск – Самара" имеет протяженность 523 км. Является ответвлением коридора "Западная Европа – Западный Китай" через Уральск на Самару и далее через Брест в Европу.
"ТРАСЕКА" равна 4 тысячам км. Коридор обеспечивает транзит с Китая и стран Средней Азии через морской порт Актау и Курык на Кавказ и далее в Европу.
Морские пути торговли
На водном транспорте грузоперевозки идут через порты Актау и Курык. Это открывает дополнительные перспективы для развития трансконтинентальных грузопотоков. Через данные пути товары транспортируются в Россию, Иран и Азербайджан.
Что говорят эксперты
Потенциал Казахстана как континентального логистического хаба очень высокий, заявила кандидат экономических наук, доцент Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова Айгуль Курманалина.
“Наша страна транспортно-независима. Имеет развитую инфраструктуру, регионы связаны со столицей прямыми авиа, железнодорожными и автомобильными маршрутами. Сформирована правовая основа отрасли. Создана благоприятная конкурентная среда для оказания транспортных услуг”, - думает эксперт.
Транспортно-логистическая база даст серьёзный импульс развитию экономики Казахстана, уверена Курманалина.
“Если говорить о Транскаспийском международном транспортном маршруте, объём перевозок за 7 месяцев 2023 года вырос на 86%. Это очень большие показатели. При этом доля экспорта Казахстана выросла в 2,5 раза. Поэтому ТМТМ является одним из ключевых точек роста, и понятно, почему он привлекает всё больше внимания со стороны других стран”, - считает кандидат экономических наук.
Ее коллега, также кандидат экономических наук, PhD, профессор Международного университета "Астана" Зубираш Смагулова согласна с коллегой.
Экспортные коридоры играют весомую роль в экономике Казахстана, это важно для содействия торговле и расширения экономического сотрудничества, утверждает она.
“Чтобы усилить позиции Казахстана, необходимо комплексное исследование рынка и разработка дорожной карты для логистической отрасли Казахстана. Важным аспектом является привлечение частного сектора и инвестиций в логистический рынок, нужны стимулы для участия в развитии логистической отрасли, требуется модернизация оборудования и инфраструктуры”, - считает профессор.
По ее словам, сегодня в Казахстане низкий индекс эффективности логистики.
“По последним данным, в рейтингах по логистике Казахстан стоит на 84-м месте, когда как Китай на 20-м. Требуется обновление оборудования железнодорожных станций в соответствии с международными требованиями”, - отметила Смагулова.
Необходимо повысить уровень технического обслуживания дорог, железнодорожных путей, складских мощностей и терминалов для повышения эффективности транспортной среды, отметила эксперт.
“Актуальным остается вопрос цифровизации логистического хаба и подготовка квалифицированного кадров. Коррупция и безопасность также аспекты, которые требуют внимания”, - добавила она.
Развитие инфраструктуры, инвестиции в пограничные объекты, модернизация существующих и улучшение транспортного сообщения, автоматизация и упрощение таможенных процедур, выстраивание зон ответственности и координация между соответствующими органами, вот ключ в достижении поставленных целей, резюмировала профессор.