Большие надежды маленького поселка: репортаж об Улкене, где должны построить первую АЭС

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АЛМАТЫ, 26 авг — Sputnik. Поселок Улкен – потенциальное место размещения первой в современном Казахстане атомной электрической станции.
Село появилось на карте страны в конце 70-х годов прошлого века, когда здесь начали строить Южно-Казахстанскую ГРЭС. Тогда со всего Союза прибыли специалисты, планировалось застроить весь полуостров.
Поселок Улкен в Алматинской области
Но планам о возведении электростанции не суждено было осуществиться, а в поселке уже успели возвести более двадцати многоэтажек. После того, как многие уехали, Улкен опустел, некоторые дома оказались заброшенными. И вот снова он у всех на устах.
Корреспонденты Sputnik Казахстан побывали в селе и рассказывают, как сегодня живет поселок Улкен.

Дорога в Улкен

Улкен в переводе с казахского означает "большой". Маленький поселок с большими надеждами и планами на будущее находится в 370 километрах от Алматы недалеко от озера Балхаш, в Жамбылском районе Алматинской области.
Главная улица и аллея Улкена
Добраться до поселка можно по трассе Алматы-Астана либо на поезде. Поезд из Алматы в Жезказган останавливается в станции Шыганак, которая находится в 15 минутах от Улкена.
Ночной Улкен – освещение есть не везде
На вокзал мы приехали ночью, из поезда вышли только два человека — я и мой коллега. Кроме двух полицейских, на станции никого не было. Покружив несколько минут вокруг вокзала, мы встретили двух девушек, которые помогли вызвать местных таксистов.
Монумент, установленный к 25-летию независимости на аллее села
Ночью поселок увидеть не удалось, первое впечатление – непривычный запах соленой воды, ведь Улкен с трех сторон окружен озером Балхаш.
Монумент, установленный к 25-летию независимости на аллее села

Улкен времен ГРЭС: как все начиналось

В Улкене остались жители, заставшие предполагавшееся строительство Южно-Казахстанской ГРЭС.
"Живу в этом поселке с 1988 года с момента, как устроилась в дирекцию Южно-Казахстанской ГРЭС. Тогда еще по всему союзу объявили стройку, и со всех сторон к нам начали съезжаться. С 1978 года в темпе, в три смены строили. Такой красивый поселок был, зеленый, многонациональный, из всех регионов ездили. Даже из Калининградской области люди приезжали. Всесоюзную стройку объявили. Город построили в течение 3-4 лет, около 12 тысяч человек жили, все общежития были полные. Работа кипела", – рассказывает жительница села Галия Табулдиева.
Жительница села Галия Табулдиева
Она отмечает, что поселок был цветущий, растущий, одного садика было мало, построили второй. По плану полуостров должны были застроить полностью. Имелась и своя танцплощадка, школьники ставили концерты.
Об Улкене того времени с теплотой вспоминает и Фарида Павленко. Сюда она переехала из соседнего села Куйган в 1987 году, когда открылась сельская школа. Тогда все 32 учителя получили квартиры бесплатно. Сейчас в этой школе, рассчитанной на 1 270 мест, учатся всего 300 детей.
Фарида Павленко переехала сюда в 1987 году, когда открылась сельская школа
"Из всех республик собирались люди, специалисты. Классы были переполнены. Учителя хорошие, специалисты в поселке были. Но и по сей день люди остаются хорошими. У нас самое главное преимущество – это хорошие люди", – говорит Фарида Павленко.
После распада Советского союза и заморозки ГРЭС остались те, кто не захотел или не смог уехать. Один из них - Василий Станиславович. Молодой 26-летний токарь приехал сюда в 1986 году из Ленинграда, чтобы строить новый город. Всю жизнь прожил в Улкене и месяц назад вышел на пенсию. Дети выросли и уехали: одна внучка в Австралии, другая в Алматы, двое детей живут в Москве.
Василий Станиславович приехал 26-летним парнем из Ленинграда, чтобы строить новый город
"Работали, строили ГРЭС вначале, потом атомную. Сын родился здесь, вырос, немного поработал и уехал. Сейчас работает в Москве. А мы вот все ждем, ждем и никак не дождемся", – сказал Василий Станиславович.
В конце 90-х президент Ядерного общества Казахстана Владимир Школьник предложил строительство АЭС на месте, где изначально хотели построить ГРЭС, но протесты жителей заставили пересмотреть планы.
В начале 2010-х у сельчан опять появилась надежда на лучшую жизнь. В 2012 году с корейской компанией Samsung Engineering Company Limited был подписан договор о строительстве первого модуля теплоэлектростанции на том же самом месте. Но спустя некоторое время строительство законсервировали.
"Даже была прямая связь с Назарбаевым. "Рұқсат па?" – "Рұқсат". "Запустить?" – "Запустить": мы все кричим, флажками все машем. Рабочие в одинаковых костюмах, учителя, ученики – весь поселок собрался, так радовались. Думали все, это уже Назарбаев сказал, значит, дело будет. Но опять-таки эта радость не осуществилась. Теперь столько лет живем мечтами, надеждами и даже молитвами", – вспоминает Фарида Павленко телемост с первым президентом Казахстана.

Рыбаков больше, чем рыбы: Улкен сейчас

Сейчас в селе проживает около 1,5 тысячи человек, молодежь в основном уехала в город – работы для нее здесь нет. Тех, кто остался, кормит Балхаш: сельчане ловят рыбу, работают на рыбозаводах.
Сельчан кормит Балхаш, они ловят рыбу, работают в рыбзаводах
"Сейчас рыба измельчала. Всю рыбу выловили. Сейчас рыбаков больше, чем рыбы. Их жены продают рыбу на трассе, на вокзале. У нас три филейных цеха открыли: разделывают филе судака и отправляют в Европу. Там в основном женщины работают", – сказала Галия Табулдиева.
В Улкене три рыбных цеха
Другую жительницу Улкена – Нелю – мы встретили на улице, когда она гуляла с внучкой. Она рассказывает о былых временах и надеждах односельчан. Говоря о трудоустройстве местных жителей, она отмечает, что работа в рыбных цехах нелегкая.

"Это – тяжелый труд, в холодильнике холодно, после этого руки и ноги болят. Те, кто рыбу режут, сдают по 200-300 кг филе, для этого надо полтонны рыбы резать", – говорит Неля.

Около 50 жителей Улкена работают на подстанции Юг-ГРЕСС 500, которая занимается транзитом электроэнергии с севера на юг. По сравнению с другими видами занятости здесь постоянная пятидневная работа со своевременной оплатой, отпуском и медстраховкой.
Возможностей для открытия прибыльного бизнеса в селе нет. В Улкене есть магазины, столовая, гостиница, маленький базар из четырех бутиков, СТО, школа, аптека, детский сад и амбулатория. Но все они обеспечивают работой только несколько десятков человек.
Местный базар
Местная жительница Гульнара открыла свой магазин одежды, но покупателей немного. Она живет в Улкене с 1994 года, переехала к маме, когда надо было отдать ребенка в школу. Сейчас же у ее дочери своя семья и дети.
Местный базар
"С 10 утра до 8 часов сидим в магазине, зимой до 6 часов. В контейнерах зимой холодно. Со вчерашнего дня покупателей нет. В основном берут что-то на подарок, когда в гости ходят. Люди отовариваются в Алматы, там выбор больше", – говорит она.
Гараж в селе Улкен, здесь же находится СТО
Роман вместе с отцом Борисом держит свою СТО. Они работают каждый день, а воскресенье – выходной. По его словам, клиентов достаточно, односельчане привозят свои машины, обращаются и проезжие туристы.
Роман вместе с отцом держит свою СТО
"Каждый должен любить свою работу. Не будешь любить, и работаться не будет", – считает он.
На мой вопрос, почему он, как другие молодые улкенцы, не уехал в город, отвечает, что ему здесь нравится: спокойно, тихо и нет суеты, как в больших городах.

"Мы привыкли здесь жить. В город выезжаем, через недельку хочется обратно. И у детей все друзья тут. Пару дней поиграли на аттракционах, потом говорят: "Поехали домой, у нас там друзья". Здесь безопасно, за детей совсем не переживаешь. Вечером допоздна гуляют, все друг друга знают. Люди с города приезжают и спрашивают: "Как вы здесь живете?". Я тоже в город приезжаю и думаю: "Как они там живут?" Чтобы куда-то поехать, надо несколько часов в пробках стоять, и машину негде ставить, ажиотаж. А тут все спокойно. И вам советую, квартиру купите, на лето будете приезжать", – советует Роман.

Сейчас в поселке шесть из двадцати шести многоэтажных домов пустуют. Но, по словам улкенцев, хоть дома и заброшенные, все квартиры в них приватизированные.
По словам улкенцев, хоть и дома заброшенные, но все квартиры приватизированные
"Слух пошел о строительстве АЭС, люди начали здесь жилье покупать. Квартиры в заброшенных домах приватизированные, везде есть хозяева. Если здесь что-то будет, они все приедут, быстренько отремонтируют - или сами будут жить, или продадут. Ни одной пустой квартиры, и все общежития приватизированные", – говорит Галия Табулдиева.
По словам жителей, однокомнатные квартиры в селе стоят от 1,5 до двух миллионов тенге, трехкомнатную квартиру с ремонтом можно купить за 4 миллиона.

"Золотое" отопление и больница за тридевять земель

Все жители в один голос твердят, самая большая проблема в Улкене – не только безработица, но и дорогое отопление и медицина. Теплом поселок обеспечивают электрокотлы, которые установлены в каждой многоэтажке.
"Мы живем столько лет, все хуже и хуже. Вот, пожалуйста, окна выбиты, как Сталинград, только задымления нет. Ничего не было и ничего не будет. Отопление у нас вообще золотое. Вся пенсия уходит на отопление. У меня двухкомнатная квартира, живу одна, выходит 25-27 тысяч тенге в месяц, не считая электричества", – говорит Алла Ивановна.
Алла Ивановна не разделяет энтузиазма своих односельчан
Она не разделяет энтузиазм своих односельчан по поводу возможного строительства АЭС. Женщина считает, что за 40 лет ничего не происходило, так и ничего не будет.
В Улкене есть своя сельская поликлиника, в которой работают 12 человек: педиатр, стоматолог, медсестры, акушеры и водитель. Есть дневной стационар, где жители получают уколы и прививки.
Дневной стационар, где жители получают уколы и прививки
Ежедневно поликлинику посещают около 20 человек, с началом учебного года пациентов становится больше. Скорой помощи в селе нет, как и лаборатории – для этого не хватает численности населения. Чтобы лечиться и сдавать анализы, жители Улкена едут в больницы Узынагаша или Алматы, расположенные в 400 километрах от села, также едут в Шу (200 км), Приозерск (130 км).
"Рожать женщины едут кто куда сможет или успеет. Кто в Шу, кто в Приозерск, кто в дороге рожает", – говорит Неля.
Раз в год в село приезжают врачи, специалисты с Узынагаша, привозят аппараты УЗИ и рентген.
В остальное время людей осматривает врач-педиатр сельской поликлиники Кайрат Туякбаев. Он ходит на вызовы односельчан круглосуточно. Дает направления в районные больницы. Терапевт приехал в село молодым специалистом в 1995 году.
Врач-педиатр сельской поликлиники Кайрат Туякбаев
"Прививаем, даем направления в районную больницу. У нас есть санитарная машина. На помощь приезжают врачи, специалисты из района, привозят УЗИ, рентгены, осматривают сельчан. Население у нас небольшое. Когда я начал работать, было около 6 тысяч человек, сейчас около 1500 человек живут. Есть те, кто стоят на учете: с сахарным диабетом, давлением", – рассказывает Кайрат Туякбаев о своей работе.
Он отмечает, что в этом году в план занесли строительство типовой амбулатории, тогда, возможно, появятся и своя скорая помощь и лаборатория.

"У нас нет оборудованной машины скорой помощи, есть только санитарная машина для перевозки лекарств и медикаментов. Сельчане говорят об отсутствии лаборатории в селе. Но в наши дни все лаборатории электронные, которые могут определять результаты более 200 анализов в день, а в таких селах анализы может сдать всего пара человек в день", – объясняет он.

Также люди вынуждены ехать в Алматы для оформления документов. ЦОНов в селе нет. Дорога до Алматы в плохом состоянии, вся в трещинах, что удлиняет время в пути до 8 часов.

Что думают местные жители о строительстве АЭС

Сейчас в селе все разговоры только о возможном строительстве АЭС. Жители уверены, что оно возродит Улкен, и в поселок вернутся люди.
Вход на площадку под возможную АЭС
"Мы столько пережили в этом поселке: воду нам отключали и свет. У людей была задолженность, работы не было, мы столько пережили здесь. После развала Союза закрыли пускотопительную котельную. Это был февраль месяц, и мы остались без отопления. Мы включали плиты, конфорки, духовку, отогревались, закрывались в одной комнате. Выходили на озеро, детей в коляске таскали, там стирали, там мылись, оттуда воду таскали. Мы все это пережили, и мы так рады, что наконец-то будет стройка", – говорит Галия Табулдиева.
Площадка под возможную АЭС, там же хотели построить ГРЭС, ТЭС
Она уверена, что, если начнется строительство, село заживет новой жизнью, и сюда начнут возвращаться люди. Ее мысли в поселке разделяют практически все.
"Сейчас вот услышали, что АЭС построят. Мы все, улкенцы, за то, чтобы ее построили, за процветание Казахстана. Радуемся, что выбрали наш поселок. Хочется, чтобы расцветал наш Казахстан. Я не о себе говорю, о будущем, хочется, чтобы была работа у детей, внуков, у всех односельчан. И жизнь наладится. Я думаю, все получится, все наладится", – подытожила Фарида Павленко.