Ручейки раздора: смогут ли страны ЦА сообща управлять трансграничными водами
Недостаточный уровень сотрудничества стран Центральной Азии в водном вопросе из года в год приносит все больше проблем
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенАЛМАТЫ, 23 авг — Sputnik. Засуха и последующее введение режима ЧС в Жамбылской области из-за нехватки воды, поступающей из Кыргызстана, вновь остро подняли вопрос совместного использования трансграничных вод странами Центральной Азии. Сумеют ли договориться соседи и почему это необходимо сделать, в материале
Sputnik Казахстан.
Водное "голодание"
22 августа в шести районах Жамбылской области - Байзакском, Жамбылском, Кордайском, Меркенском, Таласском и Турара Рыскулова - был объявлен режим ЧС природного характера регионального масштаба.
Причина – нехватка поливной воды и аномально жаркая погода, из-за чего потеря урожая местными фермерами может составить до 30% по сравнению с прошлым годом.
В правительстве пообещали компенсировать потери земледельцам, однако в какую копеечку это влетит, предстоит еще посчитать.
Сказать, что для Казахстана ситуация с нехваткой поливной воды в Жамбылской области стала полной неожиданностью, нельзя. О том, что существует проблема, было известно еще в середине июля, когда в Бишкеке прошла встреча представителей двух стран, занимающихся вопросами вододеления по рекам Чу и Талас.
Уже тогда казахстанская сторона сообщила о сложной водохозяйственной обстановке в бассейне реки Талас и попросила увеличить подачу из Кировского водохранилища до конца июля до 45 кубометров в секунду при подписанном графике в 40 кубометров.
Кыргызская сторона в проблему вникла, однако предупредила, что их фермеры также испытывают недостаток поливной воды из-за низкой водности источников и слабой наполняемости водохранилища: в сравнении с 2022 годом она снизилась в 20 раз.
"Казахстанцы не отказались от своей просьбы. Кыргызстан экономил свой лимит водозабора путем введения графика водооборота, хотя фермеры Кыргызской Республики также остро нуждались в поливной воде. Вплоть до сегодняшнего дня водность источников Таласской долины остается очень низкой", - сообщил Sputnik Кыргызстан со ссылкой на Минсельхоз страны.
По итогам встречи вице-министр экологии и природных ресурсов Казахстана Галидулла Азидуллин и директор Службы водных ресурсов при Минсельхозе Кыргызстана Алмазбек Сокеев подписали протокол, согласно которому со второй декады августа Казахстану не будут подавать воду по реке Талас. При этом отмечалось, что вопрос сбора воды для нужд Казахстана будет рассмотрен, если приточность в Кировское водохранилище увеличится.
К сожалению, чуда не произошло: с 10 августа Кыргызстан прекратил подачу воды по реке Талас в Казахстан. При этом, согласно подписанному двустороннему графику, Кыргызстан выполнил все обязательства перед Казахстаном.
Проблема не из новых
То, что проблема с водой для сельскохозяйственных нужд в Казахстане стоит очень остро, и не только в Жамбылской области, давно не является секретом. Согласно докладу Минэкологии, опубликованному еще в январе 2022-го, среднемноголетние речные ресурсы Казахстана составляют 102,3 кубокилометра в год. Из них чуть больше половины – местный сток. Остальное – 47,8 кубокилометров в год - Казахстан получает:
из Китая - около 19 кубокилометров;
из Узбекистана – около 15 кубокилометров;
из России – около 8 кубокилометров;
из Кыргызстана – около 3 кубокилометров.
От трансграничных вод особенно зависят южные и западные регионы страны:
Кызылординская и Туркестанская области - на 90%;
Западно-Казахстанская и Атырауская области - на 80%;
Также в докладе отмечается, что уже к 2030 году объем водопотребления увеличится, а ресурсы, причем как собственные, так и получаемые от соседей, будут снижаться.
Для решения проблемы, по расчетам Минэкологии Казахстана, необходимо серьезно сократить потери воды при орошении полей и в промышленности.
О важности проблемы нехватки воды в Центральной Азии неоднократно говорили и представители Евразийского банка развития. Там неоднократно указывали на то, что причина неэффективного использования водных ресурсов кроется в недостаточном уровне сотрудничества между странами и недостатке инвестиций.
Именно поэтому ЕАБР поддержал инициативу президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о создании Международного водно-энергетического консорциума, а в развитие водно-энергетического комплекса Центральной Азии намерен вложить 1,2 миллиарда долларов.
По данным ЕАБР, к 2040 году водный стресс в некоторых странах Центральной Азии возрастет в 2,8 раза.
"В регионе будет наблюдаться более высокий рост температуры по сравнению со средним глобальным. Это может привести к ускоренному таянию ледников, опустыниванию, засолению земель", - заявил в мае этого года на форуме в Алматы председатель правления ЕАБР Николай Подгузов.
Он также отметил, что странам ЦА придется сообща управлять водными ресурсами и распоряжаться ими с умом, а водосберегающие технологии могут повысить эффективность использования воды в два раза.
Просто стечение обстоятельств...
О ситуации с нехваткой воды для сельскохозяйственных нужд, сложившейся в этом году в Жамбылской области, высказались и казахстанские политологи. В особенности после того, как эту проблему стали связывать с другой – большими очередями грузовых машин в основном с сельхозпродукцией на границе Кыргызстана и Казахстана.
Они возникли в аккурат перед объявлением "водного" ЧС в казахстанском регионе. Многие СМИ в обеих странах посчитали, что таким образом – затормозив поток грузового транспорта через пункты пропуска – Казахстан ответил соседям на прекращение подачи воды.
По мнению политолога, журналиста-международника, президента общественного фонда "Мир Евразии" Эдуарда Полетаева, такие выводы неверны.
"Этот вопрос оказался политизирован. Потому что, вы сами видите, что для Кыргызстана это тоже болезненная тема. У них два столкновения произошли в 2021 и 2022 году из-за (недостатка – Sputnik) воды. И, естественно, когда идут хозяйственные споры об объемах воды, которые Кыргызстан должен предоставить в соответствии с соглашениями в Жамбылскую область Казахстана, этот вопрос начинает политизироваться и вызывать опасения того, что Казахстан после этого предпримет какие-то меры. В том числе и этот затор на границе, скорее всего, связан с какими-то другими причинами: сезон отпусков, курортники, повышенная нагрузка на пограничные переходы. Ну и сами кыргызские водители в Казахстан за бензином туда-сюда мотаются – это же не секрет, поскольку он у них дороже. Собственно говоря, они пробки и создают во многом сами", - отмечает он.
О том, что никаких специальных мер для сдерживания потока грузового транспорта на кыргызстанско-казахстанской границе не предпринималось, заявили и в Пограничной службе Казахстана.
"Каких-либо ограничительных мер не вводилось, пункты пропуска работают в штатном режиме, регламентные нормативы по времени досмотра строго соблюдаются. Показатели пропуска автотранспортных средств находятся в пределах ежесуточных значений, характерных для данного сезона, в том числе на казахстанско-кыргызском участке границы", - говорится в официальном сообщении, распространенном Погранслужбой КНБ.
По мнению Эдуарда Полетаева, единственным правильным решением ситуации в пунктах пропуска на границе двух стран может стать деполитизация вопроса.
"Соответствующим органам и с той, и с другой стороны надо с разъяснениями выступить. Какие-то там были разъяснения, но, видимо, для людей этого недостаточно пока", - отметил политолог.
…или "легкий шантаж"
Несколько иную точку зрения имеет казахстанский политолог Данияр Ашимбаев. По его словам, похожие ситуации в отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном возникали уже неоднократно и при возникновении любых проблем то одна, то другая сторона прибегает "к легким формам шантажа".
"Скорее всего, здесь ситуация в том, что не так давно проводились без особой огласки переговоры руководителей министерств, отвечающих за водные ресурсы между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. И опять-таки, судя по всему, какие-то договоренности, как минимум, не были достигнуты на этот год. Поэтому, получается, и произошла ЧС в Жамбылской области, в которой обвиняют то засуху, то друг друга. Предполагаю, что наши специалисты по водному хозяйству ситуацию не учли, как обычно, и соответствующие переговоры с Бишкеком проведены толком не были. Здесь, получается, проблема у нас стоит с обеих сторон. И поэтому традиционный ответ Казахстана на какие-то претензии со стороны Кыргызстана – это создание пробок на границе. И для Кыргызстана это достаточно критично, как мы понимаем. Тут такой взаимный, ассиметричный ответ: "Вы нам не даете воду, а мы вам зеленый коридор не даем!" - говорит Ашимбаев.
По мнению политолога, такие проблемы будут периодически возникать и дальше. Решение может быть только одно – выработать алгоритм действий и закрепить его на уровне полномасштабного межгосударственного соглашения. Однако на данный момент ни Астана, ни Бишкек не хотят приходить к долгосрочным отношениям по объемам сбрасываемой воды.
При этом Данияр Ашимбаев считает, что "легкий шантаж" (если он действительно имеет место, а это мнение разделяют далеко не все в Казахстане и Кыргызстане -
Sputnik) со стороны Казахстана на пунктах пропуска может сильно навредить, и впоследствии страна может потерять часть транзита, а это будет ощутимый удар.
"Кыргызстанцы уже договорились с Ташкентом и Пекином о строительстве транскыргызских железной и автомобильной дорог в обход Казахстана. Понятно, что проект находится еще в стадии разработки, но на текущий момент согласие всех сторон есть. Для Казахстана это представляет достаточно серьезную проблему потому, что появляется альтернативный маршрут в обход нашей страны. А поскольку у Узбекистана есть проекты продлить свои коммуникации через Афганистан и Туркмению усилить, то возникает ситуация, когда транзитные коридоры могут пойти в обход Казахстана. И это проблема", - предупреждает политолог.
Так или иначе, сегодня сделать однозначный вывод о том, насколько связаны проблемы с поступлением воды из Кыргызстана в Казахстан и с пересечением грузовым транспортом кыргызстанско-казахстанской границы, невозможно.
Но даже если таковая связь имеется, то понятно, что такой путь во взаимоотношениях – не выход. Любые проблемные ситуации нужно решать, что называется, на корню, устраняя не их последствия, а причины. Да, работа, несомненно, большая и сложная. Но других вариантов решения просто нет.