Подробнее о происходящем на рынке автомобильных грузоперевозок в Казахстане и других странах-участницах ЕАЭС – в материале Sputnik.
Как изменился спрос на автоперевозки в странах ЕАЭС
© Sputnik
Бурный внутрироссийский рост
По итогам первого полугодия в России зафиксирован рост спроса на автомобильные грузоперевозки по всем направлениям.
Количество размещенных заявок на внутрироссийские перевозки вырос на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом во втором квартале 2023 года рост ускорился (+30% к первому кварталу).
Аналитики ATI.SU отмечают, что рост количества заявок наблюдается абсолютно по всем регионам. "Бурный рост спроса на внутренние перевозки мы объясняем тем, что процессы импортозамещения и перестройки производственных цепочек в стране действительно ускоряются, что и вызывает необходимость перевозить больше грузов", – заявил основатель и директор биржи Святослав Вильде.
Рост в международных направлениях оказался скромнее: спрос на импортные перевозки вырос на 30%, а на экспортные – на 3%.
Что касается импортных перевозок, то здесь количество заявок из всех европейских стран резко снизилось (на 60-80%), однако впечатляющий прогресс показали Беларусь (рост на 106%), Монголия (+139%) и Китай (+85%). Чуть более скромный прирост показали Казахстан, Кыргызстан и другие страны Центральной Азии. При этом некоторое снижение продемонстрировали Турция, Грузия, Армения и Азербайджан.
Схожая картина и по экспортным перевозкам: произошло резкое сокращение спроса на всех европейских направлениях, тогда как наибольший прогресс показали Китай (+218%), Турция (+120%), Узбекистан (+75%) и Казахстан (+73%).
"В международных перевозках мы наблюдаем логичные процессы, – рассказал Святослав Вильде. – Резкое снижение количества грузов на европейском направлении вызвано санкциями и ограничениями на границах. При этом многие европейские грузы из-за перецепки теперь превратились в белорусские, что привело к значительному росту на этом направлении. В странах Закавказья и Турции после бурного всплеска весной 2022 года наблюдается небольшая коррекция. Это объясняется логистической проблемой: упомянутые страны связывает с Россией, по сути, единственная транспортная магистраль, Военно-Грузинская дорога. Есть ожидания, что после реконструкции пункта пропуска "Верхний Ларс" последует новый рост и на этом направлении".
Армянская коррекция после взлета
По итогам первого полугодия спрос на автомобильные грузоперевозки в Армению по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменился.
При этом некоторое снижение спроса на российском направлении (–6%) компенсировалось белорусским импортом (+162%). Значительная часть последнего, вероятно, является европейскими грузами, которые превратились в белорусские после перецепки, отмечают аналитики биржи.
Таким образом в ATI.SU отмечают изменение тенденции: если в 2022 году и по итогам первого квартала 2023 года в импортных перевозках наблюдался заметный рост спроса, то во втором квартале текущего года (по сравнению с первым) количество заявок сократилось на 14%.
Количество заявок на экспортные перевозки из Армении в первом полугодии сократилось на 36%. Сокращение произошло в основном за счет российского направления (-35%).
При этом, как отмечают аналитики биржи, сокращение спроса не означает аналогичной динамики в реальных перевозках (количество заявок на перевозки на бирже соответствует спросу, тогда как количество реальных сделок соответствует динамике грузоперевозок, - Ред.).
Так, по данным национального статистического комитета Армении, грузоперевозки в республике продолжают расти – с января по май прибавка по сравнению с аналогичным периодом составила 16%.
Директор представительства ATI.SU в Армении Сергей Мкртчян объясняет снижение (или отсутствие увеличения) спроса логичной коррекцией после бурного роста, спровоцированного санкциями и перестройкой логистических цепочек.
"При этом мы столкнулись со сложностями из-за ограниченной пропускной способности Военно-Грузинской дороги – единственной транспортной артерии, связывающей Армению и РФ. Вероятно, неизбежные задержки при перевозке грузов привели к некоторому сокращению спроса. Аналогичную тенденцию мы наблюдаем и в грузоперевозках между Россией и Грузией, а также между Россией и Турцией. После реконструкции пункта пропуска "Верхний Ларс", где уже в июне появились новые полосы для движения, ситуация улучшилась", – заявил он.
"Перецепочный рост" в Беларуси
В первом полугодии 2023 года в Беларуси резко увеличился спрос на автомобильные грузоперевозки по стране – более чем в два раза (+187% к первому полугодию 2022-го). Причем во втором квартале рост ускорился (количество заявок увеличилось на 72% по сравнению с первым кварталом и более чем на 300% по сравнению со вторым кварталом прошлого года).
Одним из факторов такого роста директор компании представителя ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко называет закрытие границ, запреты, перецепку и перегрузку.
"Это значит, что европейские грузы из категории "импортные перевозки" переместились в категорию "внутренние". Поэтому здесь, скорее, следует говорить о перераспределении сегментов", – пояснила она.
Также в республике зафиксирован рост спроса на экспортные перевозки (+85%). Самая большая доля таких перевозок приходится на Россию (порядка 90%), отметили аналитики биржи.
В первом полугодии спрос на экспортные перевозки в РФ в Беларуси вырос на 106%. А самую быструю динамику роста в процентном соотношении показывают такие направления, как Турция, Узбекистан и Грузия (все – более чем четырехкратный рост), Армения (+162%) и Казахстан (+137%).
По словам Татьяны Солдатенко, этот рост также во многом определяется перецепкой и перегрузкой: "Транзитные перевозки из Европы теперь стали "экспортными". Белорусские водители забирают их со своей территории на границе и везут в страны назначения. Европейские направления, разумеется, резко рухнули – по многим регионам практически до нуля".
Вырос (хоть и незначительно) спрос и на импортные перевозки (+4%). Резкое снижение по европейским направлениям компенсируется за счет других стран. При этом, отмечают в ATI.SU, если поставки из России подросли не очень сильно (+7%), то Казахстан существенно прибавил (+68%).
Казахстан закрепляет рост
В первом полугодии 2023 года спрос на автомобильные грузоперевозки заметно увеличился в годовом выражении как внутри Казахстана, так и на международных направлениях.
Количество заявок на экспортные перевозки из Казахстана выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42%. Наибольший вклад в этот рост количественном выражении вносят перевозки в Россию, где наблюдается увеличение спроса на 40%, Польшу (+57% и) Беларусь (+68%).
В сегменте импортных автомобильных грузоперевозок ATI.SU фиксирует рост спроса в Казахстане на 69%. В том числе на 72% выросли перевозки из России и на 137% – из Беларуси.
Вырос в республике спрос и на внутренние перевозки (+147%).
При этом по всем направлениям перевозок рост спроса во втором квартале (по отношению к первому) заметно затормозил.
Директор казахстанского представительства ATI.SU Рената Зобова отмечает, что подтверждаются предположения об исчерпании санкционного эффекта: если с весны 2022-го наблюдался бурный рост автомобильных грузоперевозок в Казахстане по всем направлениям, поскольку российские компании искали новые маршруты и новых поставщиков, а западные компании переносили в РК свои производства из РФ и т.д., то теперь эти факторы уже "отыграны".
"Замедление роста мы зафиксировали примерно с марта. По нашим прогнозам, после небольшой коррекции рынок, закрепившись на новом уровне, перейдет к более плавному, естественному развитию", – заявила она.
Кыргызский рынок стабилизируется
По итогам первого полугодия аналитики ATI.SU отметили сильный рост спроса на автомобильные грузоперевозки в Кыргызстане.
Количество заявок на экспортные перевозки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 63%. Основной вклад внесли перевозки в Россию (+67%), а также заметный рост показали Казахстан и Беларусь
Спрос на импортные перевозки также вырос (+65%).
При этом что на экспортные, что на импортные перевозки во втором квартале 2023-го (по сравнению с первым кварталом) спрос заметно снизился.
Если по итогам января-марта в Кыргызстане фиксировался более чем двукратный рост на экспортные перевозки, то в апреле-мае (к уровню предыдущих трех месяцев) прогресс оказался минимальным – плюс 7%. Сравнение второго квартала с первым в сегменте импортных перевозок также говорит о замедлении тенденции – рост составил всего 3%.
По словам директора Кыргызстанского представительства ATI.SU Эмирлана Бейилбаева, прошлогодний рост во многом объяснялся западными санкциями против РФ и переориентацией российских компаний на новые направления, в том числе на Кыргызстан, но теперь этот эффект "уже не настолько большой".
"В целом на рынке мы сейчас наблюдаем переход от бурного роста, который наблюдался во второй половине 2022 года и в начале 2023 года, к более плавному развитию. Замедление роста наблюдается примерно с конца февраля-начала марта и вполне объяснимо – рынок не мог расти такими темпами долгое время. Вместе с тем пока мы не наблюдаем коррекции, которая могла последовать в случае ухода российских компаний. Скорее, рынок просто закрепляется на новых уровнях, которые значительно превосходят прошлогодние показатели", – заявил он.