Рассмотрение громкого дела об убийстве в баре началось в Петропавловске
Потерпевшими по делу проходят семь родных убитого молодого мужчины – супруга, сын и дочь, брат и сестра и его родители. В общем они заявили гражданские иски о возмещении морального вреда в размере 160 млн тенге
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенПЕТРОПАВЛОВСК, 18 июл – Sputnik. В Петропавловске началось рассмотрение громкого дела о стрельбе в баре "Панаехали", в результате которой погиб 28-летний мужчина,
Этот инцидент, случившийся 26 февраля этого года, получил широкий общественный резонанс. Трагическую гибель молодого мужчины активно обсуждали, в том числе в социальных сетях.
Это и неудивительно: во-первых, стрельба в спокойном Петропавловске, к счастью, большая редкость, а во-вторых, подозреваемым в этом деле стал сын известного и уважаемого в городе человека – Б., руководителя крупной строительной компании, которая занимается в том числе дорожным строительством, благоустройством территорий, вывозом снега и т.д.
Шальная пуля
На скамье подсудимых - 34-летний Р. Образование высшее, женат, у него двое детей 7 и 9 лет, работал заместителем директора ТОО "Благоустройство Север". Ранее не судим, однако проблемы с законом у него были. Так, в отношении него расследовалось уголовное дело, которое прекратили за отсутствием состава преступления. Неоднократно привлекался к административной ответственности.
Суду он предан по статьям 287 часть 3 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств), 104 часть 1 (причинение смерти по неосторожности), 293 часть 3 (хулиганство, совершенное с применением или попыткой применения огнестрельного оружия, специально приспособленного для причинения вреда здоровью) Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Как гласят материалы дела, вечером 25 февраля 34-летний Р. с супругой отправился на празднование дня рождения его младшего брата в бар "Панаехали". В компании также были близкий друг брата Р. - М. с супругой и другие гости.
"26 февраля около 00 часов 2 минуты, находясь на втором этаже здания атмосферного бара "Панаехали", Р., употребляя совместно с приглашенными его младшим братом гостями спиртные напитки, будучи в состоянии алкогольного опьянения и реально осознавая, что находится общественном месте в период его функционирования, извлек из-за пазухи незаконно хранящийся при нем пистолет, изготовленный самодельным способом из частей пистолетов модельного ряда ИЖ, со снаряженным восемью патронами магазином. После чего, удерживая его к близко стоящему от него слева М., передернув затвор пистолета, нажал на спусковой крючок и произвел нецеленаправленный выстрел в сторону последнего и находящуюся за М. А.", - говорится в материалах дела.
В результате этого выстрела М. получил сквозное огнестрельное пулевое ранение передней поверхности грудной клетки справа, проникающее в брюшную полость с повреждением по ходу раневого канала нижнего края правой доли печени, со сквозным ранением желудка, поджелудочной железы, брыжейки тонкого и толстого кишечника, тощей кишки и нижнего полюса левой почки.
Кроме того, пуля зацепила и находящуюся рядом А., ей причинены телесные повреждения в виде ссадины в области ее тазобедренного сустава справа.
То, что он ранил двух людей, Р. заметил не сразу. Не обращая внимания на друга брата, ухватившегося руками в области своего живота, и женщину, схватившуюся рукой в области тазобедренного сустава, он, подняв пистолет вверх, стал производить из огнестрельного оружия множественные выстрелы в потолок.
"Затем он, обратив внимание на оседающего на пол М., и другие посетители увеселительного заведения подхватили под руки последнего и вынесли в холл первого этажа заведения. После чего Р., опасаясь быть задержанным сотрудниками правоохранительных органов, удерживая при себе незаконно приобретенное и хранящееся огнестрельное оружие, с места совершенного им преступления скрылся. Потерпевший М. каретой скорой помощи был госпитализирован в Многопрофильную городскую больницу скорой медицинской помощи, где от полученных ранений скончался", - говорится в материалах дела.
Пистолеты под ногами… валяются
В эту же ночь Р. явился в полицию с повинной. В ходе досудебного расследования пистолет был изъят.
В ходе следствия он так объяснил, откуда он взял злосчастный пистолет.
По его словам, накануне трагедии, 24 февраля около 9 часов утра, он шел пешком на работу через лесной массив от дома по улице Кизатова и возле одного из деревьев обнаружил пистолет с магазином патронов.
Подобрав его и убедившись, что за его действиями никто не наблюдает, он якобы перепрятал пистолет под одно из деревьев, присыпал его сверху снегом. А на следующий день, согласно показаниям, он забрал пистолет из-под дерева, спрятал себе за пазуху, закрепив его в передней части брючного ремня. После чего они с супругой, которая о пистолете ничего не знала, поехали праздновать день рождения брата в бар "Панаехали".
"Это человек непростой"
На первом судебном заседании представитель потерпевших адвокат Талгат Базарханов поставил эту версию под большое сомнение, как и многое другое, что было установлено в ходе следствия.
В частности, адвокат заявил ходатайство об изменении квалификации со статьи 104 Уголовного кодекса РК (Убийство по неосторожности) на более тяжкую статью – статью 99 часть 2 пункты 6 и 9 (Убийство, совершенное способом, опасным для жизни других людей; из хулиганских побуждений).
"Считаем, что Р. совершил убийство при отягчающих вину обстоятельствах. Считаем, что органы досудебного расследования практически не проводили само расследование, ограничившись первоначальными следственными действиями, не провели соответствующий анализ и ошиблись в квалификации в сторону смягчения. Не забывайте, что у нас нет в живых молодого человека, у которого осталась семья и малолетние дети. Просто так молодые люди не умирают", - отметил Талгат Базарханов.
Он подчеркнул, что согласно судебно-баллистической экспертизе, выстрел из представленного пистолета при передергивании затвора без воздействия на спусковой крючок невозможен. То есть стрелял подсудимый умышленно, а не случайно.
"Сам по себе пистолет не мог стрелять. Этому моменту органы досудебного расследования не дали правовую оценку. Р. реально понимал общественную опасность своих действий, умышленно и осознанно производил выстрелы в общественном месте с большим скоплением людей, при этом определенно знал, что незаконно приобрел, хранил и носил огнестрельное оружие. Он заранее спланировал свои хулиганские действия, под видом которых реализовал свой преступный скрытый умысел на убийство. Мы считаем, что хулиганство было отвлекающим действием, чтобы скрыть особо тяжкое преступление", - отметил Базарханов.
Он также считает, что свидетели были допрошены некачественно, некоторые до сих пор не установлены органами досудебного расследования. По ним не принято процессуальное решение.
"Мы еще не выяснили, почему укрывались вещественные доказательства, почему смывалась кровь, почему у нас нет видеоматериалов... До сих пор не выяснено, кто укрыл следы преступления и способствовал Р. в укрытии убийства. Даже видео не смогли взять, хотя в этом заведении по три камеры в каждой комнате и в разных углах, и вдруг ни одного видео нет, хотя сразу же выехали сотрудники полиции. Кто скрыл это видео – вот вопрос", - заявил в суде адвокат потерпевших.
По его данным, в отдельное производство выделены материалы уголовного дела в отношении лиц, способствующих совершению преступлений и их укрытию.
"Уголовное дело в отношении данных лиц необходимо вести в одном производстве с делом в отношении Р. с привлечением к ответственности за совершенное убийство и укрывательство, - считает адвокат Базарханов. - Кое как нашли гильзы, пули и так далее. Кто же укрывал эти вещдоки? Почему этот человек не находится сейчас на скамье подсудимых рядом с Р.? Пока подозревается один, но органы следствия посчитали, что это необходимо вести в отдельном производстве. А как мы будем сличать, что скажут Р. и свидетели, и тот подозреваемый, который сейчас бегает на свободе и укрывал особо тяжкое преступление".
Он также задался вопросом, почему Р., если он действительно по неосторожности убил человека, скрылся с места преступления.
"Мы уверены, что это убийство - тщательно продуманное, спланированное преступление, направленное на насильственное лишение жизни потерпевшего. И по личности Р. много вопросов – органы досудебного расследования не в полной мере собрали данные. Сторона защиты собрала смягчающие характеристики – благотворительностью человек занимается и так далее, но как человек, занимающийся благотворительностью, принес пистолет в общественное место. Любой мог оказаться в этом заведении и получить пулю. Нужно тщательно изучить личность подсудимого, это человек непростой. Тем более он владеет оружием, навыками стрельбы", - подчеркнул адвокат Базарханов.
То, что Р. "человек непростой", подтвердил и участковый инспектор. По месту жительства Р. характеризуется отрицательно. В частности, на своей Toyota Land Cruiser с крутыми номерами он "налихачил" на несколько административных правонарушений - за превышение установленной скорости движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. Причем только за январь-февраль этого года он имеет шесть таких административных правонарушений.
Адвокат Базарханов считает, что в следствии было очень много пробелов, которые подтверждают умышленное лишение жизни человека.
"Предлагаем дело вернуть прокурору, чтобы он направил дело на дополнительное расследование. Нужно выяснить, что же там произошло на самом деле", - резюмировал адвокат.
"Получилось случайно"
Подсудимый Буханов и его защита данное ходатайство не поддержали.
Защитник подсудимого адвокат Мухтар Аюпов подчеркнул, что органы досудебного расследования абсолютно правильно квалифицировали действия Р. Он подчеркнул, что изначально ему было предъявлено обвинение как раз по части 2 статьи 99 УК РК (Убийство), однако в ходе расследования квалификацию совершенно справедливо изменили согласно составу преступлений – хулиганство, убийство по неосторожности, хранение огнестрельного оружия.
"Во всем этом Р. признался сам, сразу же, в ту же ночь. С потерпевшим у него были дружеские, хорошие отношения, потерпевший был другом брата Р., можно сказать, и его братишка. Он тоже скорбит, понимает, что натворил, нехороший поступок совершил в жизни, но получилось так, как получилось, ничего уже, к сожалению, не изменишь. Когда потерпевший еще раненый был, он поехал, попрощался с семьей и сам пришел в горотдел, сделал явку с повинной, признался в совершенном преступлении. Он все рассказал, показал, куда выкинул злосчастный пистолет, то есть своими действиями способствовал раскрытию преступления. О каком укрывательстве может идти речь?" – высказался Мухтар Аюпов.
Отец подсудимого Б., также выразив несогласие с позицией представителя потерпевших, обратился к ним со словами соболезнования.
"Позвольте принести вам искреннее соболезнование от нашей семьи, от него, от меня лично, как от отца. Получилось случайно. Но мы, конечно же, несем ответственность за все это", - сказал отец, подчеркнув, что для их семьи это тоже большое горе.
"Это все ваше воспитание… Это вседозволенность", - ответила, рыдая, супруга погибшего.
Выслушав мнение участников процесса, суд постановил оставить заявленное адвокатом Базархановым ходатайство без удовлетворения, отметив, что все изложенные им доводы будут предметом исследования в судебном разбирательстве.