ПЕТРОПАВЛОВСК, 29 июн — Sputnik. В Северо-Казахстанской области сотрудники департамента уголовно-исполнительной системы почтили память своих коллег, погибших при побеге заключенных из колонии на Жаман сопке, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
"Работа сотрудников уголовно-исполнительной системы связана с огромным риском и ответственностью. Мы всегда помним и отдаем дань глубокого уважения, стойкости и героизму сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. Проявляя силу воли, несокрушимость духа, они с честью выполнили свой служебный долг, пожертвовав жизнями ради спасения других. Их имена навечно вписаны в историю", - почтил память героев начальник департамента полковник юстиции Адлет Мустафинов.
Забрали девять жизней
Исправительное учреждение ЕС 164/4 особого режима, что находилось в поселке Горный Есильского района Северо-Казахстанской области и именуемое в народе "Жаманом" (что в переводе с казахского означает "плохой, дурной"), было построено еще в начале 1950-х годов. Официальная дата открытия – 1961 год.
Не один десяток лет колония специализировалась на добыче гранита в близлежащем месторождении. Гранит добывали и обрабатывали заключенные, зарабатывая, к слову, на этом очень хорошие деньги. Но в августе 1997 года здесь произошел побег особо опасных рецидивистов. Случилось это во время их вывода в каменный карьер.
В пресс-службе департамента уголовно-исполнительной системы Северо-Казахстанской области рассказывали подробности этого жуткого случая.
В Северо-Казахстанской области сотрудники департамента уголовно-исполнительной системы почтили память своих коллег
© Photo : Пресс-служба ДУИС СКО
"В этот день капитан внутренней службы Серик Омаров совместно с ефрейтором Адилбеком Сарсеновым и рядовым Бакытжаном Кусаевым вывели пятерых осужденных в каменный карьер для изготовления каменных плит, применяемых в возведении памятников. Во время подготовки строя состав караула был атакован, а трое сотрудников зверски убиты. Штурмовым оружием были рабочий топор и самодельный нож, который осужденные тайно вынесли из учреждения. После совершения преступления виновные в смерти сотрудников осужденные Фролов и Лавриков скрылись", - рассказали в ДУИС.
В течение семи часов, пока искали особо опасных рецидивистов, они успели совершить несколько преступлений одно страшнее другого: угоняли машины, убивали и обворовывали всех, кого встречали на своем пути. В числе их жертв - пятеро местных жителей, в том числе молодая женщина с трехлетней дочкой. А потом Фролов убил своего подельника Лаврикова.
"После задержания я опрашивал Фролова. Взгляд у него был невероятно холодным, в его глазах не было ни капли сожаления. Всю вину он пытался свалить на Лаврикова. Хотя, если сравнить по комплектации, Фролов был в два раза больше, рост около 190 см, физически очень развит. Он с особой жестокостью убил капитана Омарова, начальника производственного цеха колонии. К слову, Серик на службу в учреждение заступил почти ровно в то же время, когда Фролов попал в места лишения свободы", - вспоминал пенсионер уголовно-исполнительной системы Ермек Джусупов, работавший тогда старшим оперуполномоченным.
Вскоре, во время вывода Фролова в медсанчасть учреждения, осужденный спрыгнул со второго этажа, сломал ребра и повредил печень и через непродолжительное время умер в больнице.
Самый лучший муж и отец
Супруга погибшего Серика Омарова Айкен рассказала, что ее супругу на момент гибели было 36 лет. Их старшей дочке Гульжанат было 10 лет, а маленькой Айсулу всего восемь.
"Серик был очень внимательным, добрым, верным, чутким, очень надежным мужем и отцом. Он верил людям как себе. Никому не желал зла, наверное, поэтому все так случилось. Что я почувствовала, когда узнала о произошедшем? Это невозможно описать словами! Сердце разбилось, время будто остановилось. Я не понимала, что происходит, было очень тяжело. И до сих пор мне очень сложно об этом вспоминать. Каждый день его образ перед моими глазами. Для меня он всегда останется самым лучшим и добрым мужем и отцом. У нас с Сериком было очень много планов на будущее. Но все сложилось иначе", - поделилась супруга.
В Северо-Казахстанской области сотрудники департамента уголовно-исполнительной системы почтили память своих коллег
© Photo : Пресс-служба ДУИС СКО
Она отмечает, что никто из родственников Фролова так и не попросил у нее прощения.
Да что говорить, по словам сотрудников, его родственники проживали в России. В ответ на уведомление о смерти близкого они заявили о нежелании его видеть и провожать в последний путь.
"Плохое" место
После этого чудовищного ЧП выводить заключенных на работу за территорию зоны запретили.
В последние годы отбывающие здесь наказание жестокие убийцы, насильники и совершившие тяжкие преступления рецидивисты регулярно жаловались на нечеловеческие условия содержания: холод, сырость, слабую освещенность помещений.
Они даже устраивали акции протеста, заявляя, что в колонии с аварийными зданиями отсутствуют элементарные условия жизни: нехватка питьевой воды, плохое питание и медобслуживание, перебои в электроснабжении.
В октябре 2014 года комитет уголовно-исполнительной системы МВД РК сообщил, что в целях оптимизации пенитенциарной системы изучается вопрос о ликвидации некоторых исправительных учреждений, в том числе и колонии на Жаман сопке.
Однако процедуру ликвидации несколько раз переносили, и закрыта колония была только в 2018 году.