АЛМАТЫ, 23 июн — Sputnik. Эксперты поделились со Sputnik Казахстан своим мнением о том, каким будет долгосрочный эффект от программы, смогут ли дети покупать жилье или оплачивать обучение. Читайте в материале.
Что мы знаем о программе
Создать в Казахстане Национальный фонд детям предложил президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании.
Согласно задумке, ежегодно 50% от инвестиционного дохода Нацфонда будут отчислять на специальные счета детей. До 18-летия эти деньги нельзя будут снимать.
Деньги будут аккумулироваться, то есть инвестироваться в финансовые инструменты, и выдаваться в долларах.
Министерство финансов предполагает, что инвестиционная прибыль Нацфонда в год составит 2,6%. По прогнозам, сумма накоплений ребенка может составить порядка 3,5 тыс. долларов.
14 июня 2023 года мажилисмены приняли законопроект о выплатах детям из Национального фонда. Уже в январе следующего года детям начислят средства, полученные от инвестиционного дохода за 2023 год.
После достижения 18-летнего возраста средства на счете хранятся в течение 10 лет. При смене гражданства до совершеннолетия ребенок не сможет получить выплату.
Предлагаются две цели, на которые можно потратить средства из Нацфонда – образование и улучшение жилищных условий.
Отметим, объем валютных активов Нацфонда на конец декабря составил 55,8 миллиарда долларов.
Каков будет эффект от программы
Экономист Арман Бейсембаев скептически относится к программе: он не верит в долгосрочную перспективу программы.
"Я не уверен, что в долгосрочной перспективе эта программа будет существовать, что программа жизнеспособна. Я не вижу эту программу через 20 лет. У нас программы существуют определенное время, потом что-то происходит: цены на нефть падают, выборы, какие-то другие потрясения, и программу заметают. Мы не относимся к тем странам, которые способны планировать свое будущее", – говорит Бейсембаев.
Экономист считает, что программа жизнеспособна при наличии двух составляющих: первое, страна живет по средствам – сколько зарабатывает, столько и тратит; второе, цены на нефть высокие.
"Но они не всегда будут высокими. Сейчас цены на нефть достаточно высокие, в прошлом году они были очень высокими. На пике было 125 долларов за баррель, цена сейчас сложилась примерно 75 долларов за баррель. Где гарантия, что цена не упадет еще в полтора раза? Программа "Нацфонд – детям" потеряет актуальность, если не будут соблюдаться эти две составляющие", – поясняет свою точку зрения эксперт.
Экономист Расул Рысмамбетов положительно оценивает инициативу "Нацфонд – детям", но, по его словам, хороший эффект от программы будет не для детей, а для правительства.
"Программа должна "воспитывать" правительство и Нацбанк. Согласно концепции 50% инвестиционного дохода будет распределяться между детьми. В прошлые годы Нацфонд был убыточным, не принес инвестдохода. Нацбанк пересмотрел концепцию управления Нацфондом, а правительство планирует чрезмерно оптимистичные доходы. С одной стороны, они планируют увеличить до 100 млрд долларов активы Национального фонда, с другой стороны, половину инвестдохода они распределят между дети. Это, конечно, очень оптимистично. Поэтому программа будет дисциплинировать Нацбанк и правительство, которое долгое время тратит Нацфонд через обязательные трансферты. Если у правительства будут забирать половину того, что они могли бы потратить, оно будет вынуждено выживать само", – говорит Рысмамбетов.
Достигнет ли программа своих целей
Учитывая отрицательный инвестиционный доход Нацфонда в 2022 году, эксперты утверждают, что дети вряд ли смогут купить жилье и оплатить обучение за счет отчислений из Нацфонда. Однако оплатить первый год обучения они смогут, считают финансовые аналитики.
"В первые годы выплаты будут неплохими, при условии, что Нацбанк покажет прибыльность Нацфонда, инвестиционный доход будет хороший. Если он будет отрицательный, я так понимаю, детям ничего не дадут. В первые годы за 17 лет, наверное, несколько тысяч долларов поступят. За 17 лет в стране родится около 10 млн человек, и денег от Нацфонда на всех не хватит. Это фонд будущих поколений, поэтому идея "Нацфонд – детям", чтобы у детей скапливались хоть какие-то средства, правильная. Конечно, ни квартиры, ни машины на них не купишь, разве что те дети, которые первыми получат выплаты, могут оплатить стоимость обучения за год. 17 лет – это очень большой горизонт планирования. Думаю, и у Нацбанка, и у правительства есть понимание, какой мир нас ждет через 17 лет", – говорит экономист Рысмамбетов.
Экономист Арман Бейсембаев считает, что тот факт, что инвестдоход Нацфонда может быть, а может и не быть, ставит под вопрос перспективы этой программы.
"Мы не понимаем математику этой программы, мы не знаем, сколько туда поступит. Нет четкой таблицы, сколько будет поступать. Звучат разные цифры: 3 тыс долларов, 3,5 тыс. долларов. Дальше начинаются гипотетические предположения, что на эти деньги можно будет оплатить первый год обучения. Поступления в Нацфонд не учитываются как инвестдоход: продали нефть, компания заплатила налоги, и с них что-то идет в Нацфонд, это не инвестдоход. С него ничего не полагается. Если вложенные средства будут что-то зарабатывать, и с этих денег 50% будут выделятся детям. Поступления будут, а инвестдохода может и не быть", – объясняет он.
При обсуждении инициативы прозвучали мнения о предоставлении права досрочного вывода полученных денег. Однако Рысмамбетов отмечает вредность идеи, так как это, как и при досрочном изъятии пенсионных накоплений, подстегнет инфляцию.
"До 18 лет чисто юридически не получится снять раньше, потому что ребенок не достиг совершеннолетия. Это адресное пополнение, счет открывается на имя ребенка, и доступа к нему не имеет никто, кроме этого ребенка. Здесь чисто юридический вопрос", – объясняет экономист Бейсембаев.