Север всегда привлекал своей романтикой и большими деньгами. А работы там было хоть отбавляй - для любого найдется. Нашлась она и для молодоженов из Москвы Лени и Иры Зайцевых. Молодую женщину, выпускницу кулинарного техникума, сразу же взяли на работу по специальности - поваром на трассу строящегося нефтепровода. А вот глава семьи, физик по специальности, попал в бригаду лесорубов, расчищавшую трассу для будущего нефтепровода.
Представьте, каково было парню из интеллигентной семьи среди коллег-работяг, большинство из которых с трудом окончили восемь классов. Но, правда, деньги, которые платили в бригаде, он бы не заработал ни в одной институтской лаборатории, даже если бы был ее заведующим.
А он в них очень нуждался для содержания семьи. Поэтому Леня старался как мог, не чураясь никакой работы. И уже через какой-то месяц после своего появления в бригаде заслужил уважение. А еще через месяц занял место ушедшего на повышение бригадира.
Однажды ранним апрельским утром Зайцев делал обход очередного участка тайги, где его работникам предстояло проложить просеку. Топая по едва появившимся проталинам, Леня случайно наткнулся на торчавший из-под снега кожаный ремешок. Потянув за него, он извлек из сугроба увесистую черную сумку. Не без труда расстегнув поржавевший замок, заглянул внутрь и …обомлел. В сумке лежали аккуратно завернутые в целлофан пачки денег.
Схватив в охапку свою находку, Зайцев поспешил домой. В дверях он столкнулся с супругой, собравшейся на работу.
Ни слова не говоря, Леня втолкнул ее внутрь и распахнул перед ней сумку.
-Ты что, ограбил кого-то?! - оторопела Ирина.
- Как тебе такое могло в голову прийти?.. - укорил ее молодой супруг. - В тайге нашел.
- Леш, деньги в тайге просто так не валяются.
- А эти вот валялись. Только что теперь с ними делать?
В то утро супруги Зайцевы впервые опоздали на работу. Запершись у себя в комнате общежития, они долго пересчитывали найденные Леней деньги. Их оказалось без малого сто тысяч рублей. Сумма по тем временам просто астрономическая, если учесть, что ежемесячный заработок главы семьи составлял семьсот рублей. Теперь предстояло решить, как с ней поступить. В нелегких раздумьях молодожены просидели до обеда.
- Положено по закону 25 процентов - их и получим. А чужого нам не надо, - заключил таежный интеллигент Леня Зайцев, решив, наконец, передать деньги государству.
Он пошел к начальнику участка и рассказал ему о находке. Через два часа вертолетом на трассу прибыла следственно-оперативная группа из райотдела милиции. Побывав сначала на том месте, где Зайцев нашел деньги, опера до вечера промурыжили, его в конторе.
Наиболее любопытные работяги из бригады пришли к нему, чтобы разузнать, что и как, и застали прежде равнодушного к спиртному начальника пьяным в дугу. Леня пригласил ходоков за стол, но настроение его отнюдь не располагало к веселью.
- Вылезло мне боком мое воспитание, - пожаловался он, закусывая очередную стопку жареной лосятиной. - Следователь так и сказал: дурак ты, Зайцев. Деньги эти два года назад потерял по пьянке в тайге почтальон, когда вез зарплату в дальний охотпромхоз. Разгильдяя осудили на два года за халатность, а все сто тысяч после неудачных поисков списали. Думали, они уже давно сгнили в снегу.
- Взял бы я их себе - богачом стал бы. Нет же, воспитанный! В милицию понес! - Миша опрокинул еще одну рюмку и всхлипнул... Супруга Ира горестно молчала.
Причитавшихся по закону 25 процентов от стоимости клада молодожены так и не дождались. Вскоре они взяли расчет и отбыли с трассы в неизвестном направлении.
А спустя два года, когда я уже уехал из таежного поселка к детям на Большую Землю, друг прислал мне оттуда газетную статью. Называлась она "Разгильдяй". И рассказывалось в ней об инкассаторе, недавно потерявшем по пьяни в тайге огромную сумму денег - месячную зарплату строительного управления. За это инкассатор на два года отправился в места не столь отдаленные. А деньги так и не нашли.
Но самое интересное было в фамилии и имени осужденного разгильдяя. Его звали Леонид Зайцев…