АСТАНА, 16 июн — Sputnik. В ходе видеомоста Астана - Москва - Алматы - Тараз в мультимедийном пресс-центре "Sputnik Казахстан" родители особенных детей, руководители благотворительных фондов и педагоги обсудили наболевшие вопросы и пути решения.
Минджасарова Айжан Жаксылыковна, представитель родительского сообщества регионов Казахстана
© Sputnik
Представитель родительского сообщества регионов Казахстана Айжан Минджасарова рассказала о важности ранней постановки диагноза, раннего принятия этого диагноза и правильного плана коррекции.
"Такие методы, как эрготерапия, иппотерапия, робототехника, при аутизме - это поведенческая коррекция, сенсорная интеграция, физкультура - они очень важны на всех этапах жизни ребенка, чтобы социализировать его и развивать. Проблемы социализации начинаются в детском саду. Такие дети не дают другим нормально играть, спать, учиться", - пояснила Айжан Минджасарова.
Она негодует, что от особенных детей открещиваются и говорят, что нет специалистов, просят обратиться в специализированные центры.
"Очень важно доносить населению о таких детках, об их особенностях. Развивать толерантность. Потому что для деток с аутизмом очень важно находиться среди нормотипичных детей. Важно не изолировать их, а проходить развитие, коррекцию среди обычных деток", - утверждает она.
Мауина Гульсан Мейрамовна, представитель родительского сообщества регионов Казахстана
© Sputnik
Представитель Союза родителей особенных деток Гульсан Мауина отметила важную роль психологической поддержки и самих родителей.
"Я сама - мама особенного ребенка. И пройдя этот путь, два года я не могла принять диагноз своего ребенка. Я не знала, что делать, где найти специалистов, и начала искать себе подобных родителей. Мы начали собирать таких родителей. За годы совместной работы я узнала намного больше, и все благодаря родителям, специалистам, которых они порекомендовали. Нужна централизованная организация", - поделилась Гульсан Мауина.
По ее словам, в Казахстане функционируют 20 филиалов Союза родителей особенных детей.
"Если государство нас поддержит, это было бы супер. Родители друг друга поддерживают, подсказывают. Но помощь должна быть оказана на профессиональном уровне. Тимбилдинги нужны и родителям, чтобы тренинги были на постоянной основе. Надеюсь, наши родители будут в ресурсе", - заключила она.
К видеомосту также были подключены активисты из России. Заместитель директора благотворительного фонда "Образ жизни" по образовательным программам Ольга Стукалова рассказала о работе фонда.
"Большинство фондов в России, конечно же, выросло от активных родителей особенных детей. Все, что мы видели не совсем слаженного в государственных структурах, фонды пытаются по-другому на это посмотреть и компенсировать. Наш фонд развивает системную благотворительность, за этой системностью стоит комплексный подход. То есть постарались объединить в одно все меры, предпринимаемые Минздравом, Минобразования, Минспорта и культуры. Чтобы ребенок мог получить услуги в одном месте", - рассказала Ольга Стукалова.
Без постоянного взаимодействия с государственными структурами невозможно выстроить налаженную систему, добавила она.
"Потому что нужны средства, чтобы социализировать особенных ребят, и родителям помогать. Мы также взаимодействуем с представителями бизнеса, потому что это помощь с ресурсами. Мы как фонд должны хорошо разбираться в законодательстве и понимать, какую помощь можем получить от государства, в какой форме, и понимать, что еще можно улучшить. "Шлифовать" законодательную базу, а это могут делать только активные родители, директоры благотворительных фондов", - отметила спикер.
Кроме того, добавила специалист, нужны высокопрофессиональные кадры, которые очень сложно найти.
"Мы их растим сами порой, потому что тот объем знаний не всеми вузами дается. Мы понимаем, что родителям нужно не только привезти ребенка в студию и увезти. Родителю нужна психологическая помощь, ресурсы, их детям нужна профориентация, потом - устраиваться на работу", - резюмировала Ольга Стукалова.
Резюмируя, активистка призвала всех проводить аудит возможностей, которые есть у государства, и которые есть у благотворительных, волонтерских организаций, чтобы сделать мир доступным для особенных детей.