Пресс-центр

Большинство барьеров внутри ЕАЭС устранено - ЕЭК

Итоги заседания Евразийского межправсовета с участием глав правительств стран ЕАЭС обсудили в Астане. На площадке мультимедийного пресс-центра ИА "Sputnik Казахстан" состоялся видеомост Москва - Сочи - Минск - Астана - Ереван - Бишкек
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АСТАНА, 9 июня — Sputnik. Большинство барьеров внутри ЕАЭС уже устранено, заявила официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина.
"Из 11 барьеров по состоянию на начало 2023 года - 8 уже устранено. По оставшимся трем барьерам идет активная работа в странах, где уже в стадии проектов находятся соответствующие нормативные акты, которые снимут эти оставшиеся барьеры", - сообщила Малкина во время видеомоста.
По ее словам, ведется работа с каждой из стран союза по предотвращению появления новых барьеров. Это позволило не допустить появления пяти барьеров. А по семи препятствиям, которые не признаны барьерами, но есть такая угроза, ведется работа по подготовке соответствующих решений на национальном уровне, чтобы не допустить их возникновения.
Активно ведется работа с нарушениями, которые выявляются при торговле между странами союза.
Официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина
"В прошлом году 26 заявлений в адрес комиссии поступили о нарушениях в рамках трансграничных рынков. Мы провели 12 расследований, 7 из которых были инициированы нами непосредственно, когда комиссия видела, что существуют такие нарушения. По результатам расследования дел мы приняли пять нормативных документов, которые обязывали субъекты хозяйствования, которые допустили нарушения, выплатить штрафы", - отметила спикер.

Какие вопросы рассматривает ЕЭК

Комиссия чаще всего рассматривается вопросы, связанные с предоставлением бухгалтерских услуг, рынком семенного материала, реализацией легковых автомобилей, продолжила представитель ЕЭК.
Главы правительств в ходе межправсовета раскритиковали работу комиссии по цифровизации всех процессов между странами-членами союза. На сегодня ведется работа по 77 общим процессам, из которых 51 процесс уже подготовлен комиссией и к 21 из них государства-члены уже присоединились.
Очень много компетенций и очень хорошая готовность по взаимодействию по техрегулированию, по взаимодействию на рынке лекарственных препаратов, ветеринарных услуг, транспортных услуг. Планируется, что эта работа будет завершена к 2027 году.

Итоги межправсовета

Малкина также поделилась хорошей новостью о том, что по итогам прошедшего межправсовета было подписано соглашение по взаимному признанию научных степеней.
"Мы ждем вступления его в силу. Как только оно будет легализовано в государствах-членах, граждане стран союза, которые обладают национальными документами об ученой степени, получат возможность трудоустраиваться в любом из государств-членов без прохождения дополнительной длительной процедуры нострификации. Это будет способствовать научной кооперации", - рассказала спикер.
По ее словам, в рамках климатической повестки главы правительств поручили разработать соответствующие подходы по регулированию этих вопросов, которые бы предусматривали в определенной степени кооперационные климатические проекты, направленные на стимулирование низкоуглеродного развития.
Официальный представитель ЕЭК отметила, что пока вопрос не стоит о создании единых документов наднационального регулирования. В первом полугодии 2024 года должны быть представлены первые подходы, которые станут базой для принятия согласованных документов в этой сфере.
"Все высказали большую заинтересованность в сближении позиции государств-членов, понимая, что в будущем отсутствие этих единых требований, о которых мы пока не говорим, это неминуемо приведет к созданию барьеров внутри союза", - поделилась Ия Малкина.
Она отметила, что в ходе заседания межправсовета были одобрены планы по развитию транспортной инфраструктуры в ЕАЭС. В рамках этих документов планируется проработать вопросы формирования дополнительного перечня так называемых "узких мест" и оценке необходимого финансирования для их устранения.
Координация работ по развитию транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с национальными планами стран-членов союза. В частности, Казахстан планирует до 2025 года реализовать порядка 12 тыс. км автодорог, построить свыше 900 км и электрифицировать 800 км железнодорожных путей в направлениях Восток - Запад и Север - Юг.
Задачи комиссии определить, что мешает в реализации национальных планов и в какой части необходима наднациональная помощь со стороны Союза, заключила спикер.