Все сложно: представители аэропортов Казахстана пожаловались на низкие тарифы

В южной столице провели первый съезд представители сферы гражданской авиации, на котором озвучили проблемы отрасли
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АЛМАТЫ, 5 июн — Sputnik. Повысить тарифы за обслуживание полетов в аэропортах и исключить посредников при покупке авиакеросина просят представители казахстанских аэропортов. Об этом они заявили на первом съезде членов Ассоциации гражданской авиации Казахстана.
Первый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана
Среди проблем, озвученных на съезде представителями аэропортов страны, – обеспечение авиационной безопасности, частые проверки и обучение кадров.

Тарифы должны быть выше

Отдельно представители отрасли заявили о том, что тарифы на услуги аэропортов являются слишком низкими, и это создает проблемы именно для обеспечения безопасности полетов.
По словам нескольких представителей аэропортов, некоторые регулируемые тарифы были установлены 13 лет назад. Из-за инфляции и изменения курсов валют сегодня тарифы за услуги в аэропортах Казахстана в 3-4 раза дешевле, чем в европейских странах.
"С тарифами все сложно. Они у нас очень низкие, в аэропортах не рассматриваются некоторые тарифы даже с 1998 года. Поэтому, чтобы увеличить доход аэропортов, необходимо увеличение непосредственно тарифов за технические обслуживание воздушных судов авиакомпаний", – говорит председатель правления международного аэропорта Костаная имени Ахмета Байтурсынова Юрий Ким.
Председатель правления международного аэропорта Костаная Юрий Ким
По его мнению, фиксированные тарифы по авиабезопасности нужно повысить как минимум в 5 раз. А еще пересмотреть ставки тарифов по взлетно-посадочным полосам, по обеспечению топливом и техническому обслуживанию спецтехники, а также тарифы, связанные с обслуживанием пассажиров.
"На сегодня условия таковы: чтобы повысить тариф, необходимо обоснование. Если они изначально низкие, сложно их обосновать. По результатам перемен, к примеру, реконструкции взлетно-посадочной полосы, пассажирского терминала, можно обосновать, но не в разы", – добавил он.
Президент международного аэропорта Алматы Эрсой Альп Эр Тунга, считает, что некоторые услуги в аэропорту в три-четыре раза дешевле, чем в европейских странах. И при этом от аэропортов требуют международных или европейских стандартов по авиационной безопасности, состоянию взлетно-посадочной полосы и обслуживанию в аэропорту. В этом случае, уверен он, тарифы не могут оставаться на таком же уровне, что и 13 лет назад.
Президент международного аэропорта Алматы Эрсой Альп Эр Тунга
"Например, сборы аэропортов в Алматы стоят 8 долларов, а в Грузии – 24, в Стамбуле и европейских странах – 25. Это тот тариф, который покрывает потребности пассажира, когда он заходит в терминал и обслуживается в аэропорту. Он заложены в билете", – пояснил Эрсой Альп Эр Тунга.
Он отметил, что представители аэропортов не хотят моментального и быстрого поднятия тарифов. Они за постепенное увеличение. При этом он не исключил, что рост тарифов может спровоцировать повышение ценника на авиабилеты. По его словам, аэропорты сейчас работают с авиакомпаниями, чтобы сразу не поднимать цены на билеты.
"Для того, чтобы это сильно не влияло на пассажиров, мы тесно работаем с авиалиниями. Мы хотим, чтобы рост был постепенным", – сказал он.

Цена авиатоплива "кусается"

Другой проблемой, по словам представителей казахстанских аэропортов, является дорогое авиатопливо, которое они приобретают из-за рубежа или через посредников.
На первом съезде Ассоциации гражданской авиации Казахстана участвовали представители практически всех аэропортов страны
"С июля 2022 года мы не можем покупать топливо непосредственно у завода. Из-за этого нам приходиться покупать из импортных источников, это обходится дороже на 20-30%. Есть такое заблуждение - многие думают, аэропорт очень много зарабатывает на топливе. Нет, мы не можем", – объяснил Эрсой Альп Эр Тунга.
Он отметил, что Казахстан, особенно Алматы, географически является удобным транзитным хабом, так как соединяет Восток и Запад. Но из-за высоких затрат на импортное топливо казахстанские аэропорты теряют свою привлекательность как транзитного хаба.
Президент международного аэропорта Алматы пояснил, что для закупки топлива без посредников необходимо внести изменения в законодательство.
Председатель правления международного аэропорта Костаная Юрий Ким согласен: посредников между аэропортами и нефтеперерабатывающими заводами Казахстана быть не должно. По его мнению, аэропорты принимают, хранят и выдают авиакеросин, поэтому необходимо, чтобы все лимиты и фонды распределяло министерство энергетики.
Первый съезд Ассоциации гражданской авиации Казахстана
Представитель международного аэропорта Туркестана тоже заявил, что из-за дорогих цен на авиатопливо в регион сложно привлечь международных перевозчиков.
"Аэропорт новый, три года ему исполнится. Но, к сожалению, мы не можем привлечь те же грузовые транзитные рейсы – топливо очень дорогое. Авиакомпании, которые к нам летают, такие как Turkish Airlines, не понимают. Вроде бы тонна была 200 тысяч тенге, в один момент поднялась в три раза. В Ташкенте оно на 200 долларов дешевле на тонну. Поэтому аэропортам Туркестана, Шымкента и Кызылорды тяжело бороться с этим и говорить о развитии. Мы сейчас обслуживаем только регулярные рейсы", – сказал заместитель управляющего директора Ильяс Нугманов.

"Открытое небо" - не для всех?

Помимо этого, представители казахстанских аэропортов подняли вопросы "открытого неба" и нехватки кадров из-за низких зарплат, а также отсутствия возможности обучать персонал аэропорта в вузах заочно.
"Принцип "Открытого неба" в Казахстане работает, но не во всех аэропортах. Он важен для привлечения других авиакомпаний как на внутренние рейсы, так и на международные. Непосредственно аэропорт Костаная почему-то не вошел в списки аэропортов, где работает принцип "открытого неба". Желательно, чтобы мы тоже наравне с другими аэропортами могли также привлекать другие авиакомпании без ограничений", – сказал Юрий Ким.
Выслушав все озвученные вопросы представителей аэропортов, президент Ассоциации гражданской авиации Габит Тажимуратов заверил, что ассоциация намерена вести переговоры с уполномоченными органами.
Президент Ассоциации гражданской авиации Казахстана Габит Тажимуратов
"Мы все озвученные вопросы внесем в Дорожную карту и определим дату исполнения по каждому пункту. После этого проведем переговоры с комитетом гражданской авиации Казахстана, с министерством. Ассоциация или аэропорты по отдельности не могут решить эти проблемы. Вопросы сложные, на уровне государства", – отметил Габит Тажимуратов.
Напомним, организатором первого съезда является международный аэропорт Алматы при поддержке Ассоциации гражданской авиации.
На сегодня в республике выполняется свыше 700 внутренних рейсов в неделю по 56 маршрутам, обеспечиваются международные перевозки в 27 стран по 103 маршрутам. Уровень соответствия международным стандартам безопасности полетов в Казахстане составляет 82%. Это самый высокий показатель среди стран СНГ. Республика стоит на одном уровне с такими странами Европейского союза, как Дания и Польша.
Не летать с топорами призвал пассажиров аэропорт Астаны