АЛМАТЫ, 25 мая – Sputnik. В Алматы продолжается рассмотрение дела о захвате аэропорта в ходе январских событий.
По словам свидетеля Нургельди, в тот вечер он возвращался с работы домой и увидел у аэропорта скопление народа, поскольку жил недалеко от аэропорта. Он услышал от толпы о необходимости отключить электричество, чтобы не допустить посадки самолетов.
"Люди говорили, что нужно отключить полосу, что с России прилетают солдаты. Я последовал за ними. Прошел через шлагбаум, в аэропорт зашел вместе с другими. Сказали: "ты казах?" и во мне проснулись патриотические чувства. У меня никакого умысла не было, не преследовал цели разбивать или крушить, я просто пошел за всеми", – сказал свидетель.
По его словам, он по указанию мужчины в белой куртке и с черной ушанкой поехал в здание "Казаэронавигации".
"Нас вел он. Он сказал, что отключим свет. Если отключим свет, самолеты не будут садиться. Я ведомый, я просто последовал за ними", – объяснил свои действия свидетель.
В суде он пояснил, что они приехали в здание "Казаэронавигации на легковой машине, принадлежащей аэропорту. Свидетель отметил, что ни у кого в руках не видел холодного или огнестрельного оружия. Внутри здания ни с кем не разговаривал, сам в кабинет не заходил, стоял у входа и все слышал.
По его словам, сотрудники диспетчерской службы заверили, что отключат свет на взлетных полосах. После этого он уехал домой на микроавтобусе, всего на территории аэропорта пробыл около получаса или часа.
В суде свидетель путался в своих показаниях, на что внимание суда обратила сторона защиты. По словам свидетеля, он не знаком с тем человеком, который был за рулем. Мужчина в белой куртке сидел на переднем пассажирском сидении. Он утверждает, что на заднем пассажирском сидении сидели четверо, в том числе он сам.
“Свидетель говорит, что за рулем находился человек в черной куртке. Уважаемый суд, на видеозаписи везде с камер наблюдения видно, что за рулем сидел подсудимый Нурпеисов. Как установлено доподлинно следствием, Нурпеисов был тогда в белой куртке. Как относиться к показаниям свидетеля, когда он заведомо предупрежденный за дачу ложных показаний, вводит суд в заблуждение, искажает те обстоятельства дела, которые имели место быть на самом деле?", – сказал адвокат Абзал Айдарханов.
В Алматы продолжается рассмотрение дела о захвате аэропорта в ходе январских событий
© Камшат Абдирайым
Также сторона защиты считает, что во время следствия были нарушены нормы уголовно-процессуального кодекса. По мнению защиты, данный свидетель должен был быть признан подозреваемым по тем же статьям обвинения, которые предъявлены другим подсудимым, поскольку он находился в стратегическом объекте, не являясь сотрудником аэропорта или "Казаэронавигации".
Судья Марат Какимжанов пояснил, что он может рассматривать дело только по тому обвинению и с теми подсудимыми, которые преданы суду и по закону не может расширить число подсудимых самостоятельно.
"Здесь есть люди, которые не обладают юридическим знанием. Я хотел бы напомнить вам статью 340 УПК. Она гласит: "главное судебное разбирательство проводится только в отношении подсудимых, и в пределах того обвинения, по которому они преданы суду". Вы сейчас ставите вопрос: почему здесь не все подсудимые? Если нам прислали дело, мы будем его рассматривать в пределах вот этих граждан и в пределах того обвинения. По итогам рассмотрения, если будут основания, суд может отреагировать на эту ситуацию. Люди должны понимать, почему они стоят в статусе свидетеля. Мы связаны по рукам, суд не может самостоятельно взять и посадить его рядом с вашими подзащитными", – пояснил судья.
Напомним, по делу проходят пять человек: гражданские активисты Айгерим Тлеужанова и Калас Нурпеисов, а также Нурлан Далибаев, Ермухамет Шилибаев и Жанайдар Карменов. Их обвиняют в организации массовых беспорядков, в действиях, направленных на захват аэропорта и приостановление деятельности аэропорта, а также в недопущении прибытия войск ОДКБ.