25 мая - Михаил Воробьев, Sputnik. Тема вольной среды для киберпреступников на Украине была поднята на сессии ООН.
Деньги россиян утекают через Днепр
Украинский город Днепропетровск стал столицей телефонного мошенничества, рассказал зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов на сессии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
В целом 90% мошеннических звонков в Россию совершаются с территории Украины. Там более 1 тыс. мошеннических кол-центров, в которых работают свыше 100 тыс. сотрудников. Они совершают более 5 млн звонков каждый день.
Телефонные мошенники из Украины
© Sputnik
Кузнецов отметил, что телефонное мошенничество – это целая бизнес-индустрия. За неделю оператор получает от 100 до 3 тыс. долларов, а менеджер или клоузер – от 3 тыс. до 10 тыс. долларов. В одну смену работают от 50 до 100 операторов.
Основной жертвой мошенников с Украины становятся жители России: на эту страну приходятся 92% звонков. Достается также жителям Казахстана и Беларуси. Однако в России, по его словам, телефонному мошенничеству уже научились противостоять.
Ценный опыт
В 2022 году мошенникам не позволили украсть $2 млрд, принадлежащих клиентам "Сбербанка". С начала 2023-го не допущено попадания в руки злоумышленников $625 млн.
"Россия и Сбербанк готовы поделиться своим опытом в противодействии мошенничеству и развивать сотрудничество для повышения глобальной устойчивости", – подчеркнул Кузнецов.
Он рассказал, что в 2022 году Сбербанк совместно с правительством РФ внедрил новые меры по противодействию мошенничеству в России. Была запрещена подмена идентификатора вызывающего абонента, то есть технология, с помощью которой у абонента определялся не настоящий номер звонящего, а поддельный. В 2020 году 99% всех мошеннических звонков были совершены с использованием подмены идентификатора вызывающего абонента.
Кроме того, телекоммуникационные компании и банки присоединились к общей платформе по борьбе с мошенничеством. Это позволяет банкам выявлять звонки злоумышленников своим клиентам в режиме реального времени.
"Это очень важно. Фактически Сбербанк был первым, кто интегрировал свои системы с антифрод-платформами операторов связи", – отметил Кузнецов.
Также по предложению Сбербанка были изменены некоторые законы и создана единая платформа для верификации телефонных звонков.
"Следующий шаг, который следует предпринять для борьбы с кибермошенничеством, - объединить усилия на национальной платформе по борьбе с этим видом преступлений", - отметил зампред правления Сбербанка.
К данной площадке должны присоединиться банки, поставщики телекоммуникационных услуг, торговые площадки, регуляторы телекоммуникаций и агентства правовой информации.
"По мере того как в России у преступников уходит почва из-под ног, они нацеливаются на другие страны в поисках легкой добычи", – отметил Кузнецов. По его словам, уже сейчас 3% звонков с Украины поступают в Польшу, 2% – в Германию, по 1% – в Казахстан и Беларусь, 0,2% – в Израиль, 0,8% – в другие страны.
Для борьбы с угрозой на международном уровне он предложил признать глобальную проблему телефонного мошенничества, согласиться на расширение международного сотрудничества посредством государственно-частного партнерства.
Кузнецов призвал шире взглянуть на угрозы, связанные с использованием ИКТ, поскольку они выходят далеко за пределы киберпространства, а также обмениваться знаниями и данными о мошенниках, оказывать взаимную помощь в расследованиях.
Ноль реакции
Екатерина Бардина, представляющая на сессии ООН МВД России, посетовала, что значительная часть запросов России через Интерпол по вопросу кибермошенничества остается без ответа.
По словам представителя МИД России, Интерпол получил приглашение к обсуждению данной темы, но участвовать отказался: "Надеюсь, что не по политическим причинам. "Хайли лайкли", должны быть какие-то причины, по которым Интерпол отказался сотрудничать с нами по этим делам. В то же время, с европейскими партнерами они тесно сотрудничают. Это избирательный подход к государствам-членам или что?".