АЛМАТЫ, 23 мая — Sputnik. О подробностях реализации проекта БАКАД рассказал заместитель председателя комитета автомобильных дорог Жамбул Бактияр.
Он озвучил сроки ввода кольцевой в эксплуатацию, а также назвал стоимость проезда по новой дороге для водителей разных видов транспорта на брифинге в Алматы.
"Это дорога 1-А категории, имеющая по три полосы с каждой стороны с ограничением скорости 120 км в час. На БАКАД предусмотрена открытая система взимания платы, которая не предусматривает установку шлагбаумов на выездах и въездах, что обеспечит большую пропускную способность", - сообщил Бактияр.
Подробности реализации проекта БАКАД рассказал заместитель председателя комитета автомобильных дорог Жамбул Бактияр
© Sputnik/Ертай Сарбасов
По его словам, проект БАКАД был реализован согласно механизму концессии, что означает соглашение, при котором одна сторона предоставляет другой стороне права на использование или строительство объектов. Концессии обычно заключаются между государствами и компаниями. Они имеют определенные условия и сроки действия.
"В данном случае срок эксплуатации концессионером составляет 15 лет. Концессионером является ТОО "БАКАД Инвестиции и Операции", учредителем которого является турецко-корейский консорциум. Подрядчик несет ответственность в течение 16 лет – гарантийный период. Если раньше дорогу строили – заказчик проектирует, а потом передает подрядчику, то здесь подрядчик полностью сам проектировал, сам строил, в течение 16 лет он будет сам содержанием заниматься. Если в этот период появляются какие-то дефекты, полностью подрядчик будет устранять за свой счет. Дорога на сегодняшний день соответствует всем международным стандартам", - уточнил Бактияр.
Сплошные преимущества
Он также отметил ряд преимуществ, которые даст открытие кольцевой жителям города.
Во-первых, это разгрузка мегаполиса. Дорога позволит сократить поток транспорта, разгружая основные магистрали и улучшая пропускную способность дорожной сети. Это снижает пробки и улучшает транспортную доступность.
Во-вторых, БАКАД станет альтернативным маршрутом с меньшей загруженностью, что позволяет сократить время движения в обход города. Грузовые автомобили также могут сэкономить время на доставке грузов и повысить эффективность своей работы.
В-третьих, БАКАД, перенося транспортный поток за границы города, уменьшит количество вредных выбросов в атмосферу и окажет благоприятное воздействие на экологическую обстановку как в мегаполисе, так и в его окрестностях.
Как строился БАКАД
Об этапах строительства БАКАД на брифинге рассказал руководитель по эксплуатации и содержанию ТОО "БАКАД Инвестиции и Операции" Нурланбек Омирбаев.
Он отметил, что при строительстве кольцевой использовались современные технологии и методы укладки асфальтобетона – для достижения высокого качества покрытия. Контроль качества осуществлялся на разных этапах, включая выборку материалов, подготовку основания дороги и нанесение асфальтобетона.
"Используемое покрытие обладает высокой прочностью и устойчивостью к механическим нагрузкам, что позволяет дороге выдерживать интенсивное движение грузовых автомобилей и поддерживать свои эксплуатационные характеристики на протяжении длительного времени. При этом покрытие обеспечивает гладкую поверхность дороги снижает воздействие остаточного шума, что повышает комфорт для водителей и пассажиров, а также жителей близлежащих домов", - отметил Омирбаев.
руководитель по эксплуатации и содержанию ТОО "БАКАД Инвестиции и Операции" Нурланбек Омирбаев
© Sputnik/Ертай Сарбасов
По его словам, заезд на БАКАД будет осуществляется в семи точках. На протяжении 66 км имеются шесть безостановочных пунктов учета по взиманию платы. На всех точках въезда будут располагаться информационные панно с информацией по тарифам для каждого вида автомобильного транспорта.
"Данные тарифы утверждаются правительством. Будет использована интеллектуальная транспортная система для взимания платы за проезд. Проезд по БАКАДу безостановочный, без шлагбаумов. Скоростной режим 140 км в час. Но в виду того, чтобы улучшить безопасность, есть рекомендация от НИИ безопасности дорожного движения, а также дорожной полиции ограничить скорость до 120 км в час", - уточнил Омирбаев.
Также он сообщил, что контроль за безопасностью грузоперевозок, в том числе за превышением весо-грузовых габаритов, тоже будет вестись в автоматическом режиме. Для этого на контрольных арках установлены датчики, которые выявляют нарушение и передают информацию в заинтересованные подразделения комитета транспорта.
Не дороговато?
По мнению части жителей мегаполиса, тариф на проезд по БАКАД, установленный решением правительства, довольно высок. Так, в зависимости от пройденного пути, в течение одного часа предполагается оплата:
для легковых авто – 241,5 тенге;
для автобусов до 16 мест и грузовых машин до 2,5 тонн – 414 тенге;
для автобусов до 32 мест и грузовых машин до 5,5 тонн – 759 тенге;
для автобусов свыше 32 мест и грузовых машин до 10 тонн – 1242 тенге;
для грузовых машин свыше 10 тонн – 1483,5 тенге;
для грузовых машин свыше 15 тонн – 2484 тенге;
Но в МИИР тарифы считают обоснованными.
"У нас в свое время были реализованы проекты "Западная Европа - Западный Китай", "Алматы - Капшагай". Они реализованы за счет республиканского бюджета. На сегодняшний день все средства, которые поступают, направляем только на содержание дороги и закупку техники. На другие расходы поступаемых средств у нас не хватает. Сейчас здесь остается тариф 2017 года. Теперь по БАКАДу. Мы, когда заключили договор, разрабатывали ТЭО и защищали экономический эффект, показывали, при каких тарифах проект будет окупаемым. За счет этих тарифов, рассчитывая на возврат этих сумм, инвестор за свои деньги построил эту дорогу. Теперь за счет поступаемых средств мы должны возвратить эти инвестиции. То есть то, что они вложили, мы через платность должны возместить. Мы считаем этот тариф нормальным", - объяснил зампред комитета автомобильных дорог Жамбул Бактияр.
При этом он отдельно отметил, что для жителей трех районов области: Талгарского, Карасайского и Илийского, вдоль которых проходит БАКАД, предусмотрены специальные абонементы, которые дают значительную скидку для них на проезд по кольцевой. В среднем владельцу такого абонемента поездка будет обходиться в 57-58 тенге.
Заместитель председателя Комитета автомобильных дорог МИИР Казахстаа Жамбул Бактияр
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Сама система оплаты проезда по БАКАД включает в себя две формы: предоплата, в том числе для тех, кто приобретет абонементы, и постоплата.
"Она осуществляется в течение 7 дней. Если транспортное средство, зафиксированное у нас на арках, проехало, но не оплатило, у него остается возможность в течение 7 дней, без ущемления каких-либо прав, оплатить. После того, как в течение 7 дней эти средства поступают, ежедневно они будут поступать в бюджет. Если же владелец авто не оплачивает в этот период, информация о нем передается министерству индустрии и инфраструктурного развития для того, чтобы дальше были приняты меры административного воздействия к неплательщику", - объяснил руководитель по эксплуатации и содержанию ТОО "БАКАД Инвестиции и Операции" Нурланбек Омирбаев.
Несмотря на то, что проект подходит к своему логическому завершению, назвать его точную стоимость Омирбаев затруднился. По его словам, все еще предстоит детально посчитать. Однако некоторые цифры он все же назвал.
"22% наших собственных средств привлечено. Это сумма составляла 158 млн долларов. Помимо этого, мы у трех международных финансовых институтов (Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и Евразийский банк развития) мы заимствовали 585 млн долларов для реализации данного проекта", - уточнил Омирбаев.
Такие баснословные суммы, потраченные на реализацию проекта, стоят того, считают в комитете автомобильных дорог. По предварительным оценкам, проходимость по БАКАД в сутки составит около 40 тыс. автомобилей, 80% из которых будут легковые. А введение платности будет приносить ежегодно не менее 5 млрд тенге.