Пресс-центр

Казахстану предстоит бороться с соседями из Центральной Азии за транзит грузов из Китая

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АСТАНА, 22 мая — Sputnik. Вопросы внедрения безвизового режима и экономического сотрудничества между Казахстаном и Китаем по итогам визита казахстанского лидера Касыж-Жомарт Токаева в Поднебесную сегодня обсудили эксперты в ходе видеомоста Астана - Алматы - Уфа на площадке мультимедийного пресс-центра ИА "Sputnik Казахстан".
Что даст Казахстану визит Токаева в Китай, обсуждают эксперты в пресс-центре
- В первый раз безвизовый режим был впервые открыт в 2017 году для китайских транзитных пассажиров. В 2022 году он был расширен, и китайские граждане могли находиться 14 дней в Казахстане. В этом году соглашение о том, что на паритетной основе для казахстанцев был снят визовый режим. Откуда такие опасения, не совсем понятно. По факту в этом году визовый режим снимается только для казахстанцев. Для китайских граждан меняется только срок – с 14 до 30 дней, - пояснил главный эксперт КИСИ Адиль Каукенов.
По его словам, это открывает новые возможности для бизнеса.
- Казахстан имеет безвизовые отношения с 48 странами, и получение безвиза с такой крупной страной, как Китай, повышает значимость нашего паспорта. Это очень важно для международных рейтингов, для инвестиционной и бизнес активности, - добавила профессор международного университета Астана Таисия Мармонтова.
Мармонтова Таисия Викторовна, профессор Высшей школы социальных и гуманитарных наук Международного университета Астана
По словам другого спикера, политолога, члена Национального курултая при президенте Республики Казахстана Казбека Майгельдинова, в этом вопросе необходимо сразу дать разъяснения на два момента, которые вызывают нездоровый ажиотаж в обществе и соцсетях.
- Первый, - не создаст ли это проблему на трудовом рынке. Здесь МИД Казахстана четко обозначил позицию о том, что по законодательству безвизовый режим определяет три направления – по личным, деловым и туристическим целям. А для того, чтобы вести работу, нужна трудовая виза. Второй момент – тенденция к синофобии, и что китайцы приедут и заполонят Казахстан и, возможно, даже наши земли заберут. Здесь сразу обозначу момент того, что по новым изменениям в Земельный кодекс земля не продается и даже не передается в аренду иностранным гражданам, - сообщил спикер.
По его словам, Китай хочет выйти на новый уровень отношений со странами Центральной Азии, в том числе и с Казахстаном, который был обозначен в Сиане как "новая эра отношений". Сейчас в рамках проекта "Один пояс, один путь", Поднебесная хочет диверсифицировать и активно продвигает свои экономические направления.
- На сегодняшний день железнодорожная компания Китая вместе с КТЖ подписали проект на будущие 5-6 лет о модернизации железнодорожной системы Казахстана. Здесь ставится вопрос и инфраструктуры, новых вагонов и так далее. Соответственно, мы видим, что те инвестиции, которые приходят из Китая, уже используются в прагматичном поле. С другой стороны, есть риск китайских кредитов, о котором знают все эксперты. К примеру, ряд государств, которые попали в кабалу, стали напрямую зависимы, что идет вразрез их интересам национальной безопасности. В этом плане надо проработать вопросы, согласно которым все контракты и проекты, которые будут реализованы в Казахстане, должны строго соответствовать национальному законодательству, - отметил Казбек Майгельдинов.
В свою очередь Адиль Каукенов считает, что Казахстан немного переоценивает свое значение. По его словам, Казахстан сейчас имеет хороший транзитный потенциал, которому способствуют две железнодорожные линии. Но уже в ближайшие годы будет построена железная дорога в обход нашей страны – через Кыргызстан и Узбекистан и далее через Ближний Восток на Европу. Этот маршрут будет входить в прямую конкуренцию с казахстанским маршрутом. И здесь нам предстоит бороться с нашими соседями за транзит грузов из Китая. Поэтому Казахстану необходимо развивать не только инфраструктуру, но и диверсифицировать свою экономику, чтобы перейти к экспорту переработанной продукции.
Эксперты также затронули вопрос взаимодействия с Россией в контексте наращивания экономического сотрудничества с Китаем.
- Мы видим очень интересную картину, которая разворачивается на геополитическом пространстве Евразии, где паритетное сотрудничество, которое было у России и Китая в регионе Центральной Азии, в котором Китай отвечал за экономику, а Россия – за политику и безопасность. Сегодня происходит своеобразное смешение, потому что Китай заявляет о своих интересах в сфере безопасности и расширяет свое присутствие в рамках политики безопасности. При этом Российская Федерация, которая достаточно серьезно занята вопросами решения конфликта, может несколько ослабевает её присутствие в Центральной Азии. И здесь нам как раз стоит показать свою субъектность и возможность сохранять свой нейтралитет, - считает Таисия Мармонтова.
С ней не совсем согласен другой спикер из Уфы, руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра геополитических исследований "Берлек- Единство" Алексей Чекрыжов.
- Эта теория, конечно же, не совсем корректна. На самом деле Китай играет важнейшую роль в региональной безопасности, и в целом Центральная Азия интересна Пекину с точки зрения безопасности. Из этого региона, объективно надо говорить, исходят и некоторые угрозы. Главным образом для Синьцзян-Уйгурского автономного округа. Поэтому китайские руководители вкладывают и будут вкладывать свои ресурсы в безопасность региона, будут принимать участие в подготовке антитеррористических сил этого региона. В меньшей степени это сотрудничество будет налаживаться в рамках ШОС. Можно сказать, что это подготовка Китая к долгосрочной конкуренции за присутствие в регионе. Идет рост спекуляций относительно сокращения возможностей Российской Федерации влиять на политическое и экономическое поле с центральноазиатскими государствами. Вместе с тем у Москвы и центральноазиатских столиц есть очень много общих форматов. Это и СНГ, и ЕАЭС, ОДКБ и другие организации, - сообщил эксперт.
В ходе встречи участники выдвинули также ряд предложений. В их числе – развивать сотрудничество между молодежью Китая и Казахстана. В частности, по открытию центров изучения Китая в приграничных регионах – Восточно-Казахстанской и Алматинской областях. Аналогичная работа со стороны Китая уже налажена. Так, в нескольких китайских университетах работают центры по изучению Казахстана. Это говорит о том, что с научной точки зрения идет большой интерес к нашей стране.
Кроме того, эксперты отметили необходимость совместного решения экологических вопросов, особенно по развитию трансграничных рек.