Какие цели ставят перед олимпиадой организаторы? Насколько популярна сегодня химия среди школьников? Об этом рассказал председатель оргкомитета ММО-57, вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ Степан Калмыков.
- Степан Николаевич, каковы основные цели и задачи олимпиады этого года? Что нового ждет ее участников?
- Стратегическая "внутренняя" цель Менделеевской олимпиады – формировать международное сообщество будущих великих ученых-химиков. Мы собираем лучших школьников – победителей национальных олимпиад. Они не просто соревнуются друг с другом: программа всегда составляется так, чтобы у детей появилась возможность познакомиться и подружиться. Как показывает практика, сформированные здесь связи крепки и держатся десятилетиями. Поэтому мы расширяем географию присутствия олимпиады и приглашаем новые страны.
Вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ Степан Калмыков: "Стратегическая "внутренняя" цель Менделеевской олимпиады – формировать международное сообщество будущих великих ученых-химиков. Мы собираем лучших школьников".
© Photo : Мария Бродская/пресс-служба химического факультета МГУ
Если же говорить о "внешней" цели, то это, безусловно, популяризация химического образования, распространение лучших практик. Именно поэтому в те дни, когда дети проходят испытания, их наставники – лучшие педагоги-химики из десятков стран встречаются с учителями, проводят круглые столы, семинары и мастер-классы.
Я абсолютно уверен, что каждая страна, где проходит Менделеевская олимпиада, получает мощнейший импульс из знаний, умений и навыков, и это сильно помогает повышать качество обучения.
- Отразились ли внешнеполитические изменения на составе участников этого года?
- Оргкомитет ММО, в который с российской стороны традиционно входят представители Химического факультета МГУ и Фонда Андрея Мельниченко, придерживается олимпийских принципов, и мы искренне рады всем странам-участницам. Хочу особо подчеркнуть многолетнее участие команд из стран, которые находятся между собой в конфликтах разной степени тяжести. Также важно, что наше жюри – международное, в него входят представители и европейских, и азиатских университетов.
"Я абсолютно уверен, что каждая страна, где проходит Менделеевская олимпиада, получает мощнейший импульс из знаний, умений и навыков, и это сильно помогает повышать качество обучения". Степан Калмыков
© Photo : Мария Бродская/пресс-служба химического факультета МГУ
Намного серьезнее на состав команд повлиял ковид. В 2020-2021 годах олимпиада проходила в онлайн-формате, но в 2022 году, при первой же возможности, мы вернулись к очному формату. Не все страны смогли прислать свои команды, но в этом году состав участников восстанавливается, даже появляются такие новички, как команда Бразилии.
- Что мешает школьникам сегодня выбирать химию как основу будущей профессии?
- Серьезное ограничение на желание школьников выбирать химию накладывает хемофобия, которая культивировалась последние десятилетия маркетологами и рекламщиками различных "эко"-продуктов. Вы наверняка вспомните рекламу косметических средств, которые "не содержат химических элементов", овощей "без химии" и многое другое. Частные интересы в данном случае играли на руку конкретным производителям, но при этом они нанесли колоссальный ущерб химической промышленности и желанию детей посвятить себя химии.
Хочу подчеркнуть, что химики – самые ярые борцы за экологию. Огромное количество разработок ученых-химиков направлено на формирование технологических процессов, которые можно назвать "зеленой химией", а также на ликвидацию последствий экологического ущерба, нанесенного индустриальным развитием прошлого.